"МК в Карелии", как своеобразный преемник газеты "Комсомолец", бывшей в 1968 году учредителем приза этих соревнований, поддержал инициативу как возможность создания еще одного туристического бренда республики.
Тогдашний редактор «Комсомольца» Александр Валентик вспоминает: "Нам, журналистам, пришла счастливая идея заочных лыжных соревнований: в них мог принять участие, найти свое место каждый, независимо от уровня подготовки. Это не означало, что всем обязательно надо было выходить на маршрут рейда Антикайнена. Напротив, каждый туристский отряд имел право выбирать лыжный маршрут по своему усмотрению, исходя из своих возможностей.
Чтобы участвовать в наших соревнованиях, не надо было ехать куда-то за тридевять земель. В зачет соревнований ты мог отправиться в поход даже от крыльца своего дома, своей школы, от проходной своего завода. Главное, чтобы каждый участник за зиму в составе лыжного отряда прошел не менее 100 километров, умел быстро поставить палатку и разжечь костер на снегу. В походе молодые лыжники должны были проводить вечера, выступать с концертами, рассказывать о рейде Тойво Антикайнена, помогать ветеранам войны и труда, оказывая им бытовую помощь».
Но на состоявшемся после круглом столе, посвященном новой акции, нашлись и противники.
«Зачем возрождать то, что было идеологически важно для советской Карелии, но вряд ли заинтересует сегодняшнюю молодёжь?» - говорили оппоненты. Об этом и многом другом наш корреспондент побеседовал с основателем турклуба "Сампо", мастером спорта СССР, заслуженным работником физической культуры Карелии и России Юрием Ланёвым.
- Юрий Степанович, я начал работать в газете "Комсомолец" в 1982 году в отделе оборонно-массовой работы и спорта, "по долгу службы" вручал немало наград победителям всевозможных соревнований, но не помню приза "Лыжни Антикайнена". И увидел его только недавно в интернете. Сводки о "круго-километрах" вокруг школ и производств поступали лишь в обком ВЛКСМ...
- Вернемся в 1968 год, - предлагает Юрий Ланев. - Наш студенческий клуб "Сампо" уже существовал четыре года, за нашими плечами были серьезные походы. И когда комсомол объявил о "Лыжне", мы с радостью подхватили этот проект, он соответствовал духу времени. Самповцы прошли путь отряда Антикайнена от станции Масельгская до Кимасозера. Тогда это был не простой маршрут, хотя, по сегодняшним меркам, по категории туристической сложности из пяти баллов он едва натягивает на "двоечку". Но мы попробовали себя на пределе: если судить по отчетам антикайненцев, они за один переход прошли 110 километров, то мы отработали 150. И за спиной - у них в вещмешках, а у нас в рюкзаках - был примерно одинаковый груз: более 30 килограммов.
Но дело даже не в снаряжении или физической подготовке. Тогда самповцев действительно интересовали судьбы бойцов отряда Антикайнена. Ведь среди них были и герои Великой Отечественной войны, такие, как генералы Эмиль Тойкка, Тойво Томмола, Аксель Антилла, легендарный разведчик Тойво Вяхя. Наши походы не ограничивались только "Лыжней" - они продолжались в 30-градусные морозы по всей Карелии, в Архангельск, где был похоронен Антикайнен, в Мурманск и даже в Сыктывкар и Нарьян-Мар.
А еще клуб "Сампо" называли еще и песенным. Мы дружили с такими популярными бардами как Визбор, Кукин, Вихарев... И на каждой остановке похода - в любой самой глухой деревне, где и радио было в диковинку, давали концерты под гитару. Да, это были, в основном, "три аккорда" на семиструнке, но какая реакция была, когда звучало:
"А им хотелось жить семи смертям назло.
Семь раз не умирают - дело верное.
"Вперёд!" - и встали в рост, и шли на танки в лоб
С винтовкой образца девяносто первого..."
- Но та волна патриотизма уже в 80-х годах стала иссякать. Попытки комсомола реанимировать "Лыжню" подменой "Тропой Григорьева" - по местам трагического похода 1-й партизанской бригады 1942 года - оказались несостоятельными. А уж производственное движение "За того парня" вообще не вызывало энтузиазма...
- Инициатива "сверху" обычно ничего хорошего не приносит. В конце 60-х, кроме нашего "Сампо", в республике, как и по всему Союзу, существовало множество туристических клубов. Во многом они и стали "снизу" костяком походов, как тогда называли "По местам боевой и трудовой славы советского народа". Пешие, водные, лыжные и даже велопробеги шли по всей стране.
- На какие средства их организовывали?
- Наш клуб имел поддержку университета. Сам ректор - Михаил Ильич Шумилов курировал каждый серьезный поход. Однажды в 1990 году даже отправил с нами своего проректора - Виктора Васильева - и тот, надо отдать должное, справился с лыжным переходом.
Помогали все: Всесоюзное студенческое спортивное общество "Буревестник", профсоюз, личные связи с руководителями предприятий. Да что говорить: когда мы отправлялись в поход на Байкал, билет в общем вагоне стоил восемь рублей - не поедешь же в плацкарте за четырнадцать. Ну и, конечно, кроме общих запасов каждый припасал что-то свое. Вот Боря Усачев - ржаные сухарики, которые готовил ему отец-фронтовик по своему рецепту, с солью и подсолнечным маслом.
- Так все-таки, Юрий Степанович, можно ли сегодня возродить "Лыжню Антикайнена" - пусть, как говорят участники круглого стола, даже под другим названием?
- Честно говоря, я так и не понял, что они хотят. Турмаршрут – пожалуйста, с привлечением бизнеса. Когда в 90-х мы обсуждали первый совместный советско-финляндский поход: летний ли пеший, водный или велопробег, я предложил зимний - на лыжах. В зале возникла тишина. Потом мне объяснили, что у финнов на его подготовку уходит год. Они нарезают лыжню снегоходами, создают пункты питания с приезжающим поваром… Экстремальные ощущения, но со всем комфортом. А мы привыкли "топтать лыжню" в метровых снегах, есть и спать у костра. Почувствуйте, как говорится, разницу в подходе к проблеме.
Молодежные походы... Мне как-то предложили поработать со школьниками. Я взял первый класс - 28 человек. На родительском собрании сказал: "На следующий год ваши дети будут ночевать зимой в лесу в палатках". Половина мамаш стразу же забрала детей из секции. Но оставшиеся уже в 8-м классе прошли на лыжах от Петрозаводска до Медгоры за три дня. А этому предшествовали изнурительные тренировки: кроссы, обучение выживанию и ориентированию в дикой природе - то, чего не хватает сегодня городским детям.
- То есть, если будущий поход по "Лыжне Антикайнена" планируется как разовая акция - то нет проблем. Но если организаторы собираются сделать это реальным брендом, то над чем стоит призадуматься в первую очередь?
- Каждый поход, а особенно зимний - это экстрим. Его должны сопровождать профи, которые знают маршрут, как свои пять пальцев. Даже сегодня, несмотря на ушедшие десятилетия, в Карелии есть туристы, которые "Лыжню" помнят наизусть. Но время идет, а смены им нет. Трагедия на Сямозере, где погибли дети в общем-то в простейшем переходе по озеру, вместо того, чтобы сделать из нее выводы, привела к запретам. Хоть где-то вы слышали о создании в республике школы по обучению инструкторов водного, лыжного или даже пешего туризма? В предложении - только менеджеры.
Надо готовить профессиональных инструкторов, но в вузе их этому не научат. Было время, когда "Сампо" распустил своих "птенцов" по всей республике - клубы туристов были практически во всех районах. На сегодня действуют только наш клуб да немногочисленная группа энтузиастов в Костомукше. Даже единственный республиканский Центр детского и юношеского туризма хотели "оптимизировать", а по сути, закрыть. Сегодня бюджетные средства выделяются лишь на зарплату его сотрудникам. Какие уж походы?..
Если начинать, как мы говорим, "топтать лыжню", как бы она не называлась, оранизовывать ее надо с развития детского туризма, а на это потребуется время. Помните: восемь лет ушло у меня на подготовку серьезного детского похода...
В следующем материале мы расскажем, как организаторы "Нетающей лыжни" готовят соревнования, и в каком формате они пройдут.