Почему лучшими домами довоенного Петрозаводска были железнодорожные

Как железная дорога меняла облик Петрозаводска. Часть вторая

Мы уже рассказали, как в начале ХХ века в карельской столице возник новый микрорайон, который имел шанс стать городской доминантой. Советские железнодорожники продолжили традиции своих старорежимных коллег.

Как железная дорога меняла облик Петрозаводска. Часть вторая
Дом железнодорожников на углу улицы Разина и шоссе 1 мая. Годы оккупации.

Дом комсостава "Сад-огород"

В 1935-36 годах на маленькой улочке имени "борца за народное счастье" Степана Разина, среди дореволюционных бараков, чуть ли не в одночасье появились три невиданных в округе, да и в самом городе, красавца-дома.

 Шоссе 1 мая. На заднем плане железнодорожные дома. Годы оккупации

Два строения были кирпичными в четыре этажа, и один - трехэтажный из кирпича и шлакоблоков. Все, как бы сейчас сказали, с полногабаритными квартирами, центральным водоснабжением от паровозного депо (благо водокачка была построена еще в 1915 году) и канализацией. Только отопление было печным. Такой комфорт предполагался лишь в гостинице "Северная", открывшейся в 1939 году, да еще в паре-тройке еще строившихся в центре Петрозаводска зданий.

Читайте по теме:  "Три жизни гостиницы "Северная".

И можно предположить, что эта улица Разина должна была стать "парадными воротами" в столицу Карелии. Еще бы: у ее начала, на площади перед вокзалом, был даже устроен фонтан - первый в советской истории города.

 Фонтан у старого вокзала. 1942 год

Эти "ворота" вели на мощеное шоссе Первого мая - будущий проспект, где уже красовался построенный железнодорожниками настоящий исполин того времени - П-образный четырехэтажный жилой дом совсем уж повышенной комфортности.

 Финские солдаты-велосипедисты у дома № 53 по Первомайскому проспекту

Его называли - "Дом командного состава и специалистов Кировской железной дороги". В нем был магазин, увенчанный большим балконом, огороженный заборчиком сквер и, конечно, фонтан.

Сегодня этот дом известен своим популярным магазином "Сад-огород".

Но началась война, финны оккупировали город. Есть сведения, что они первое время не квартировали в многоэтажных домах, боясь возможных бомбежек и диверсий. Сохранились снимки финских палаток в парке пионеров. Они не решались занять даже двухэтажные дома "ЦКовского квартала" возле площади Ленина, где до войны жило правительство КФССР. Но, похоже, со временем оккупанты осмелели, обосновавшись и в железнодорожных домах: на верхнем фото видно, как в здании на углу Разина и Первомайского идет ремонт.

После освобождения Петрозаводска все же было принято решение о строительстве вокзала в створе неказистой улицы Ленина - с его возведением она и превратилась в главный проспект города. А железнодорожные "парадные ворота" Петрозаводска так и остались маленькой улицей Разина. И только старожилы еще называют этот район "Старый вокзал"...

 Фото mapio.net

Новое жилое строительство началось на Первомайском проспекте в 50-е годы. Но уже не такое помпезное. Хотя, если привести в порядок фасады этих трехэтажных домов с лепниной и балкончиками, то они наверняка оживили бы микрорайон своей индивидуальностью. Чего не скажешь о последующем строительстве блочных "Черемушек" в районе улицы Железнодорожной, и в 60-х - длинных унылых пятиэтажек по улице Шотмана.

А все четыре железнодорожных довоенных дома пережили оккупацию, в 60-е годы в них прошел капремонт, были проведены газ, горячее водоснабжение. Только нет возле них фонтанов: "старовокзальный" исчез без следа, а у "Сада-огорода" сегодня можно наблюдать только бетонное кольцо-основание, в котором разбито некое подобие клумбы...

«Железнодорожный приоритет"

Любопытный факт: в конце 50-х годов железнодорожники еще раз попыталась взять реванш в борьбе за городские приоритеты. В проекте строительства зданий на Привокзальной площади (после знаменитого полета Гагарина получила его имя) предусматривалось строительство нового здания управления дороги с роскошным центральным универмагом - там, где сейчас стоят полукруглые здания, открывающие въезд на проспект Ленина.

Но вот напасть: в 1959 году Кировская дорога вошла в состав Октябрьской, и вопрос о новом здании управления отпал...

 Будушая площадь Гагарина. Начало 60-х годов

И все-таки железнодорожники оставили значительный след в истории градостроительства Петрозаводска. За ними - сохранившиеся административные деревянные здания управления Мурманской дороги на проспекте Ленина, 24 и 24а,построенные в 1917 году; красавец-дом 1940 года постройки управления Кировской дороги на улице Анохина, 16. Они подарили нам название улиц - Мурманская (не в честь города, а железной дороги: по "Мурманке" с 1915 года проходил водовод с озера до депо), Сорокская - не по названию птицы, но станции Сорока - нынешнего Беломорска. И конечно, сам прекрасный вокзал - символ Петрозаводска, возведенный в 1955 году.

 Будущий пр. Ленина. На заднем плане - строительство вокзала

Остается добавить, что недавно был по мере способностей восстановлен Сад железнодорожников, который почему-то назвали парком. Власти не утруждали себя воссозданием исторического облика сада, превратив его в типовую детскую площадку, кои теперь, как когда-то железнодорожные "Черемушки", штампуются почти в каждом дворе. И фонтана в нем нет. А жаль.

  Фонтан в Саду железнодорожников

При подготовке текста использованы материалы и фотографии историка архитектуры Елены Ициксон и архива Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру