Карельского мусорного регоператора – частную компанию – подпитывает деньгами правительство республики

Что заставляет региональные власти финансово поддерживать ООО «Автоспецтранс»

С самого начала своей деятельности карельский региональный оператор по обращению с ТКО находится под шквалом критики. Власти за него не заступались, но и не критиковали. Возникло подозрение, что кто-то в правительстве во что бы то ни стало хочет оставить рынок обработки отходов в ведении именно этой фирмы. Теперь мы имеем доказательство таких намерений: на обычную «ОООшку» тратятся по сути государственные деньги.

Что заставляет региональные власти финансово поддерживать ООО «Автоспецтранс»
Рисунок Алексея Меринова

В центре циклона

Сегодня республика наблюдает за очередным «мусорным» скандалом, которые в Карелии случаются регулярно на протяжении последних лет трех. В центре внимания – пожар на пряжинской свалке, проблемы которой были подняты в «МК» в Карелии» еще три года назад.

Читайте по теме: "Пряжинские власти стали жертвой "мусорной аферы"

Одновременно главный «поставщик мусора» в республике – Петрозаводск – просит губернатора обратить внимание на неудовлетворительную работу регионального оператора. Реакции никакой…

В чем же секрет удивительной живучести ООО «Автоспецтранс»? Почему власти выдали только что образованной фирме не только кредит доверия, но и, как выясняется, кредит вполне материальный?

Напомним, что, согласно учредительным документам, ООО «Автоспецтранс» полностью принадлежит Корпорации развития Карелии. Это изначально было козырем властей в разговоре с потенциальными подрядчиками в районах: мол, финансирование обеспечим, за нами – государство. А сомнения у местных мусорщиков были, и весьма обоснованные: ведь своих ресурсов у регионального оператора – только 10 тысяч рублей уставного капитала. Ни техники, ни недвижимости, ни ценных бумаг. То есть в случае чего фирме даже продать нечего, чтобы рассчитаться с долгами.

Впрочем, поддержка со стороны Корпорации в любом случае могла бы быть разве что моральной. По закону учредитель не несет материальной ответственности за долги учрежденного им предприятия. Так же, как по долгам самой Корпорации не придется отвечать ее учредителю – Госкомимущества Карелии. Но, похоже, чтобы оставить «Автоспецтранс» на плаву, был задействован не менее мощный ресурс – административный.

Кредитная линия

Когда подрядчики в районах начали публично высказывать сомнения в том, что расчеты с ними будут происходить согласно утвержденному графику, региональный оператор заявил, что деньги у него есть – взят кредит. «Сейчас у «Автоспецтранса» существует плановый кассовый разрыв, который покрывается льготной кредитной линией, предоставленной правительством РК», - сообщили нам в пресс-службе компании в начале сентября. И добавили, что из 40 миллионов одолженных рублей 25 миллионов уже потрачено.

Читайте по теме: «Автоспецтранс» подчеркивает: «Правила просты, требования законны»

Еще тогда был повод задуматься – кто же такой щедрый раскошелился на кредитную линию фирме, которая может без всяких последствий его не вернуть? Да, на сайте регионального оператора постоянно сообщается о модернизации процесса уничтожения отходов в районах, о покупке новых мусоровозов, об установке систем весового учета… Из контекста сообщений можно сделать вывод, что все это результаты работы «Автоспецтранса». Между тем все затраты на эти проекты несли и несут местные фирмы-подрядчики. Им вся это техника и принадлежит. То есть у регоператора, как и прежде - ни техники, ни недвижимости, ни ценных бумаг. При невозможности вернуть долг компания может просто объявить себя банкротом – и на этом все.

Естественно, ни один банк не предоставит кредит с таким высоким риском невозврата. Поэтому искать заем нужно в такой же коммерческой фирме, на руководство которой можно оказать влияние. Такой фирмой, как выяснилось, стал многострадальный «Кареллеспром».

Читайте по теме: «Как распиливали «Кареллеспром»

С правительственной помощью

Все документы, касающиеся этой странной сделки, опубликованы на официальных сайтах раскрытия информации и находятся в открытом доступе. Вот выдержка из протокола годового общего собрания акционеров КЛП, состоявшегося 18 июня 2018 года:

«Вопрос №7. Одобрение сделки с заинтересованностью по выделению краткосрочного займа ООО «Автоспецтранс» в размере 40 000 000 руб. сроком на 12 (двенадцать) месяцев с заключением соответствующего договора между ПАО «ЛХК «Кареллеспром» и ООО «Автоспецтранс». «За» - 99396 голосов, что составляет 53,5354% от общего количества голосов акционеров принявших участие в собрании; «против» - 81 голосов, что составляет 0,0436 % от общего количества голосов акционеров принявших участие в собрании; «воздержался» - 85762 голосов, что составляет 46,192 % от общего количества голосов акционеров принявших участие в собрании. Решение принято большинством голосов».

Надо сказать, что решившие исход голосования 53,5 процента голосов – это акции карельского правительства, контрольный пакет. То есть именно в правительстве решили, что государственная по сути акционерная компания должна выдать огромный кредит нищей «ОООшке». Юридически все законно: акционеры вправе принять такое решение. И нельзя сказать, что деньги поступили из бюджета республики – они просто не попали в бюджет (надеемся, что пока). Вопрос остается прежним: зачем это делать?

Тут стоит напомнить, что сам конкурс на статус регионального оператора «Автоспецтранс» выиграл только благодаря необъяснимому поведению другой государственной компании. Одним из требований к будущему регоператору было наличие 10-летнего контракта на обслуживание какого-либо государственного предприятия. К изумлению все причастных, «Автоспецтранс» умудрился заключить такой договор с Управлением автомобильных дорог РК. Что в принципе невозможно, поскольку в казенном учреждении, каковым является УАД,  вопрос о затратах решают ежегодно после доведения  бюджетных лимитов. Но если прикажут…

Читайте по теме: ««Мусорная» история с карельским региональным оператором получила логическое объяснение»

Но опять же – зачем? Для чего власти республики столь упорно поддерживают на плаву эту фирму? Почему в региональные операторы не взяли бывалого участника рынка, имеющего опыт работы, людей, технику, действующие кредитные линии?

Версии – «белая» и «черная»

Ответа может быть два. Первый: власти опасались, что опытный игрок будет озабочен не столько проведением реформы, сколько набиванием собственных карманов. Поэтому и взяли «глупого, но честного». Такой подход приносит некоторые плоды: с тех пор, как новый глава республики рассадил по начальственным креслам своих бывших подчиненных-приставов, коррупционных скандалов правительственного масштаба в Карелии не возникало. Правда, об эффективности новых руководителей в качестве отраслевых профессионалов судить пока сложно…

Читайте по теме: «Хорошо ли, что Карелией управляет «генерал-губернатор»

Но есть и другая версия: кто-то из высокопоставленных чиновников собирается с помощью явно подставной фирмы набить собственный карман. Ведь в скором времени через региональных операторов должны пойти федеральные миллионы на реализацию реформы по обращению с ТКО. Может, кто-то решил заранее «оседлать» этот бизнес?..

Принцип воздержания

Напоследок – пара вкусных подробностей. Вопрос о возможном выделении кредита «Автоспецтрансу» сначала решался на Совете директоров «Кареллеспрома». Причем делалось это дважды. Первый раз – в апреле, и тогда решение не прошло. Это не удивительно – удивительно, с «каким счетом»! За положительное решение вопроса не высказался никто из семи членов Совета. И против – тоже никто. Все семеро воздержались.

Пересматривался вопрос через месяц. Четверо из членов Совета поддержали предложение – видимо, к тому времени они уже прошли соответствующую обработку. Остальные – воздержались.

Кстати, если полистать протокол собрания акционеров, то мы увидим, что там этот же вопрос вызвал похожую реакцию. «Правительственные» акции, как мы уже рассказали, высказались «за», очень немногие – против, а еще 46,192 процента акционеров опять же воздержались. По нашим данным, взятым опять же из открытых источников, это акции второго по значимости собственника КЛП - «Сегежа групп», владеющей Сегежским ЦБК. Понятно, что фирма российского масштаба, входящая в АФК «Система», совершенно не заинтересована в сомнительном кредитовании «пустой» компании. Почему же она не проголосовала «против»? Может, были какие-то договоренности с республиканским правительством на этот счет – но почему тогда не проголосовала «за»?

И вообще: если посмотреть на протокол, «Сегежа групп» практически всегда воздерживается при голосовании акционеров «Кареллеспрома».

Почему?..

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 24 октября 2018

Заголовок в газете: Банкет за наш счет