Тайны скотного двора: что скрывается за молочным конфликтом в Карелии

Анализируем итоги и последствия эпохального совещания

Споры хозяйствующих субъектов, которые обычно тщательно скрываются, в Карелии на этот раз намеренно вынесены на общественное обозрение: у каждой из сторон "молочной войны" имеются для этого свои резоны.

Анализируем итоги и последствия эпохального совещания

Напомним: причиной кризиса в молочной отрасли республики стало повышение отпускной цены на сырое молоко, о котором в середине сентября совхозы уведомили переработчиков. Те не согласились, и в результате поставки сырья с 1 октября значительно сократились.

"Большой совет" молочным делам нашим скорбным собрался в совхозе Ильинский 16 октября, в субботу. Журналистов пригласили – но, как выяснилось, только на брифинг, к самому разговору прессу не допустили. Поэтому информированность СМИ о том, что происходило за закрытыми дверями, зависела от своих источников.

В чем сошлись все стороны – совхозы с одной, молкомбинаты с другой, и Минсельхоз Карелии с третьей, хотя на самом деле он за первых – так это в том, что конфликт начал разрешаться: стороны ведут переговоры.

Читайте по теме: "Молокозаводы работают, переговоры продолжатся: чем закончилось совещание по молочному конфликту"

Впрочем, даже на "умиротворяющем" брифинге атмосфера была достаточно насыщена электричеством, и то, что не сверкнули молнии – прямая заслуга его участников.

Как стороны молочного конфликта в Карелии оценивают создавшуюся ситуацию

Смотрите видео по теме

Министр сельского хозяйства Владимир Лабинов начал с того, что он собирался поделить разговор на две части. Сначала обсудить возобновление поставок молока на Олонецкий комбинат (ОМК) и "Славмо", а после поговорить о развитии ими собственной сырьевой базы. Так в очередной раз стало понятно, чего же добивается Минсельхоз.

В апреле этого года животноводческая ферма "Искра" в Туксе была выставлена на продажу собственником - компанией "Сила инвеста" (название, конечно, несколько пафосное, но нам приходилось иметь дело и с фирмой под названием "Безоткатные поставки"). Желающих приобрести "Искру" не находилось пол года, и речь пошла уже о самом существовании фермы и как экономической единицы, и как работодателя.

В сентябре пресс-служба карельского правительства сообщила, что "Искру" присоединяют к совхозу "Ильинский", а Владимир Лабинов настоятельно уговаривал директора "Олонии" Галину Ширшину приобрести ферму. ОМК высказал заинтересованность, но на этом, судя по всему, дело и закончилось. Скорее всего, повышение цен министр решил использовать как дополнительный рычаг давления на комбинат.

Впрочем, обсуждать приобретение собственных коров на этом совещании молокозаводы отказались: и не подготовились, и слишком важна тема возобновления поставок.

Теперь об ОМК: как мы уже показали, ценовой скандал здесь быстро перевели в политическую плоскость. Предприятие объявило о предстоящем сокращении работников (угроза сохраняется до сих пор), потом потребовали от министра сельского хозяйства отменить его "безумный" приказ, а вскоре начали собирать подписи за отставку главы республики.

Зачем все это владельцам комбината? Вопрос сложный. Естественно, они могли и могут найти другие источники сырья, но что-то не очень к этому стремятся. По крайней мере, от туксинского молока они почему-то отказались.

Читайте по теме: "Разрешить в Карелии молочную проблему мешает гордыня"

Не стоит забывать о желании владельцев ОМК получить в собственность арендуемые помещения комбината, в чем им было отказано. Не исключено, что выведение противостояния на пик они рассматривают как способ принуждения карельского правительства к этому шагу.

Ситуация со "Славмо" еще сложнее. В общественном сознании насаждается идея о том, что комбинат специально оставляют без поставщиков, чтобы снизить его рыночную стоимость. Интересантом в этом демарше называют вологодского молочного гиганта, желающего приобрести предприятие.

Казус в том, что это не вологжане хотят купить "Славмо" – это оно само мечтает быть проданным. Информация о том, что петрозаводский молкомбинат выставлен на продажу, поступила к нам еще несколько месяцев назад. Особого секрета из этого не делается. Стоимость предложения оценивается в цифру с девятью нулями.

По нашей информации, сделка до сих пор не заключена потому, что "Славмо" продает единым лотом весь имущественный комплекс: и предприятие, и земельные участки. Причем все сразу: в Петрозаводске на ул.Кирова и на Ключевой, и в Шуе – это знаменитый совхоз им.Зайцева со всеми его полями и орденом Ленина. Мало кому нужно все это вместе.

То, что молкомбинаты ведут некую игру, сомнений уже не вызывает. Достаточно сказать, что, по нашей информации, в самом скором времени исполнительный директор ОМК Сергей Басов займет кресло исполнительного директора "Славмо", своего прямого конкурента. Более того: именно в этом новом качестве он был заявлен в регламенте совещания, но его неожиданно сменил Анатолий Булдаков.

На брифинге были даны ответы на главные вопросы, поднимавшиеся в ходе конфликта.

- Поставки сырого молока на "Славмо" и ОМК не прекращались, но были сильно сокращены.

- Распоряжение об этом отдал лично министр Владимир Лабинов, хотя договоры с переработчиками действовали. Напомним, что руководитель карельского Минсельхоза параллельно работает в должности председателя совета директоров и Мегрегского, и Ильинского совхозов.

- Демарш совхозов и министерства связан с резким, "галопирующим" повышением цен на сырое молоко в целом по России: дотируемые государством предприятия не могут держать цену ниже рыночной.

- Молокозаводы готовятся подать иски о нарушениях договорных обязательств, а совхозы, естественно, всячески хотят этого избежать, потому что, скорее всего, проиграют. Поэтому они разработали дополнительные соглашения к договорам с новой ценовой политикой, подписать которые нужно задним числом – с 1 октября, что даст возможность совхозам избежать судебной ответственности. Переработчики категорически против.

- Почему такое масштабное совещание нельзя было провести до повышения отпускной цены, останется загадкой, поскольку "…в Истории не бывает "бы": было – значит, было" (Лабинов).

- Переговоры продолжаются, но уже в двустороннем формате – напрямую между совхозами и молкомбинатами. Первое должно было состояться в понедельник 18 октября.

Напоследок приводим точку зрения депутата Законодательного Собрания РК Эмилии Слабуновой, присутствовавшей не совещании (стилистика сохранена):

"Вижу и слышу на данном совещании председателя совета директоров совхозов В.Лабинова, который настойчиво отстаивает интересы совхозов, председателем совета директоров которых является. Но я не вижу и не слышу министра сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия В.Лабинова, который как министр отрасли должен бы представлять и отстаивать интересы всех участников процесса производства молока и молочной продукции. И тем более не вижу и не слышу вице-премьера правительства РК В.Лабинова, который в этом качестве должен мыслить категориями продовольственной безопасности Карелии".

Читайте далее: "Откуда пошло противостояние фермеров и переработчиков молока Карелии"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру