– Григорий Васильевич, создание муниципальных округов в Карелии ещё только начинается, а нововведение уже попадает под обстрел критики…
– Честно говоря, я удивлён комментариями некоторых коммунистических товарищей, потому что фактически муниципальный округ – это возвращение к советской модели управления. По факту это признание того, что некоторые районы могут возвращаться к ней. Так и хочется задать вопрос коммунистам: зачем вы критикуете советскую систему? Скажите тогда, что она была плохой. Вы же всё время критиковали муниципальную реформу 2006 года, а сейчас начали защищать то, что критиковали до этого. Странное поведение, на мой взгляд. Признайте тогда, что в своё время ошибались, реформа имела успех, и мы теперь критикуем нашу, советскую.
– С критикой понятно, а для чего вдруг понадобилось менять вроде устоявшуюся систему муниципальной власти?
– Необходимость создания муниципальных округов есть в первую очередь на севере, где во главу угла ставится оперативность управления. Там у нас большая инфраструктурная часть, но малая заселённость, и зачастую именно скорость управления является самым важным фактором. Скорость заключения контрактов, исполнения работ и т.д.
К сожалению, двухуровневая система не всегда даёт возможности оперативно отреагировать. Ведь есть совет местный, есть совет районный, и при решении какой-то проблемы нужно проголосовать и на том, и на другом уровне. Всем понятно, что временной промежуток при этом увеличивается,
Поэтому закон нам дал такую возможность – формирование муниципальных округов, в которых не будет администраций, глав и советов сельских поселений, а вся власть будет сосредоточена на одном уровне – совет и глава округа.
– Насколько я помню, только в мае прошлого года такие изменения в закон были внесены?
– Да, речь идёт о поправках в Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». И у нас в Карелии есть два района, которые выразили желание провести опрос населения о создании муниципального округа путём проведения публичных слушаний. Но не факт, что данный процесс будет завершён. Потому что мы отталкиваемся от того, что в первую очередь местные депутаты и местные избранные главы вместе с населением должны обсудить эту проблему и прийти к пониманию – необходимо это им или нет. Мы знаем, что есть некоторые поселения, где главы муниципальных образований пока не воспринимают этот путь, по которому можно идти.
– Вероятно, их устраивает то, что есть сейчас.
– Вполне возможно, ведь в Карелии на сегодняшний день реализуются фактически все варианты местного самоуправления. Я могу ответственно заявить, что Карелия чуть ли не единственный из регионов на Северо-Западе, где все варианты присутствуют: прямые выборы глав, главы, назначаемые и выбираемые из состава совета, городские округа у нас есть, и теперь муниципальные округа, возможно, появятся. Так что вариативность местного самоуправления у нас максимальная.
– Не получится ли так, что после создания муниципальных округов увеличатся расходы бюджета на содержание аппарата чиновников?
– Начну с того, что глава избранный получает заработную плату выше, чем у сотрудника администрации. У нас в перечень должностей муниципальных служащих рассматриваются изменения, и в нём будет предусмотрена должность руководителя территориального органа администрации района, иначе говоря – представителя администрации. При этом мы исходим из того, что при создании муниципального округа представителей будет больше, чем на сегодняшний день глав поселений. Ведь в поселении может быть 2-3-4 населённых пункта. И мы предполагаем, что все они могут иметь своего представителя. На 0,5 ставки, по совместительству.
В принципе, это тоже вопрос, который главы поселений, районов должны обсудить с жителями. Экономия же может быть не на зарплате, а, к примеру, на содержании площадей. Ведь понятно, что местная администрация занимает большее пространство, чем один представитель. Чаще всего это отдельно стоящее здание, которое надо отапливать, освещать и т.д. Представитель же может располагаться в небольшом кабинете. Кроме того, будет единая бухгалтерия, не нужен будет специалист по документообороту. Исчезнут функции, которые работают на уровне поселения и в которых нет необходимости, если это объединённый муниципальный округ. Но при этом останется человек, который всегда держит руку на пульсе, имеет прямой контакт с главой администрации района и обо всех проблемах ему сигнализирует.
– Григорий Васильевич, не говорит ли возвращение к советской модели управления о том, что вся реформа местного самоуправления на протяжении последних десятков лет – это было хождение по кругу, раз возвратились к той же системе?
– Не хотелось бы критиковать предыдущие реформы, но в определённой степени есть такое ощущение, что некоторые поселения во время реформы были созданы искусственно.
Я не против того, чтобы власть была представлена отдельными выборными органами на местах, когда очень много поселков в районе. Понимаю, что в густонаселённом регионе, как, к примеру, Краснодарский край, именно двухуровневая система, возможно, и является неким прообразом демократичности и правильности управления. Это вопрос дискуссии, а в жизни надо, чтобы люди вместе с лидерами общественного мнения выбирали модель самоуправления. Хотите иметь двухуровневую систему – работайте в ней, хотите иметь одноуровневую – пожалуйста! Хотите выбирать из состава совета мэра – выбирайте, хотите избирать напрямую или хотите назначать сити-менеджера – ваше право! Должна быть максимальная вариативность.
– А много вариантов самоуправления – это плюс или минус? Не создаётся ли некая запутанность, непонимание, кто кого и где выбирает или назначает?
– На местах люди знают, понимают, сколько у них уровней власти. Понятно, что эксперту будет сложнее разобраться, в каком районе какая система действует, но ведь мы даём возможность людям самим выбрать модель. Зачем всех стричь под одну гребёнку? Может, справедливо было бы получить коэффициент населённости, и в соответствии с плотностью населения определить модель, которая наиболее эффективна в таких условиях, но пока эта система не проработана на федеральном уровне.
– Вы уже давали комментарий, что республиканская власть не проталкивает идею округов. Но при этом упомянули, что республика готова оказать какие-то финансовые преференции тем районам, которые будут преобразованы в округа.
– Мы обсуждали с представителями муниципалитетов, главами районов новый вариант управления, и два района высказались за то, что им было бы интересно его с людьми обсудить. Мы, в свою очередь, сказали, что республика поддержит данную новацию, потому что нам бы не хотелось, чтобы люди получили реформу и вместе с ней негатив. Поэтому мы предусмотрели для округов определённую скидку на участие в программе поддержки местных инициатив (ППМИ). В случае преобразования района в муниципальный округ софинансирование для физических и юридических лиц будет снижено до 3%. Мы и при присоединении поселений тоже такие программы стимулирования разработали.
То же самое про республиканские дотации. Всё равно республика дотирует районы, просто мы понимаем, что, если реформа проходит, то нам нужно максимальное внимание обратить на логистику и благоустройство. Поэтому такие средства республика готова выделить.
– То есть, будут не прямые финансовые вливания…
– Будут, в том числе, и прямые. Я просто суммы не могу назвать, они пока в работе. Речь идёт о двадцати пяти миллионах рублей на один район ежегодно, в течение трёх лет. То есть, такой порядок цифр обсуждается, другое дело, что решение ещё не принято. Но оно будет принято до того, как пройдут все процедуры преобразования: публичные слушания, голосования в местных советах, в райсовете, принятие закона о создании нового муниципального образования – муниципальный округ.
Эта история как минимум на полгода. И в этот период будут окончательно утверждены нормативы. Если мы будем понимать, что кто-то выходит на создание округа, мы поддержим район, предусмотрим дополнительное финансирование на благоустройство, на организацию работы в поселениях. И в течение трёх лет эта финансовая поддержка будет оказываться независимо от каких-то программ. Кроме того, если до создания округа, к примеру, район мог подать четыре заявки на участие в программах, плюс заявка от района, то в течение трёх лет после создания округа можно будет подавать в ППМИ точно такое же количество заявок.
– Складывается впечатление, что это очередная инициатива сверху. Получается, опять где-то наверху в Москве решили, внесли изменения в закон, на местах посмотрели, и решили: да, почему не попробовать.
– Не могу согласиться, что это инициатива сверху. Этого давно ждали, именно такой вариант, как муниципальный округ. Это обсуждалось года два. В том числе на уровне Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Карелия». Но пока не было закона, действовать было нельзя.
Понятно, что не все люди следят за реформой местного самоуправления, и они зачастую мало информированы, какие варианты управления могут быть. Так это и задача местных властей – разъяснить им суть. По факту у нас есть наиболее включённые в этот процесс депутаты местного уровня и главы поселений, у них есть понимание, необходима им эта реформа или нет.
– Но ведь у них могут быть и меркантильные соображения…
– Вполне возможно. Кто-то ведь своё кресло будет защищать. Если глава поселения получает от 30 до 50 тыс. руб., то будучи руководителем территориального органа администрации, он такие деньги уже получать не будет. К тому же он попадёт под действие Трудового кодекса. У избранного главы другая ситуация, отправить его в отставку можно, но сложно. И если, не дай Бог, избрали кого-то с алкогольной зависимостью, например, то беда поселению. А чиновник подчиняется районной власти, и на него распространяется действие Трудового Кодекса, нерадивого можно будет сразу уволить.
– Критики муниципальных округов говорят, что возможен будет перекос в финансировании поселений, что деньги могут не дойти до них.
– Я понимаю, что можно критиковать любую модель, мол, придёт неадекватный глава района, который будет финансировать только районный центр, а про остальных забудет. Ну, такого быть не может. Это всё равно, что сказать, что республика будет финансировать только Петрозаводск, а районам деньги перестанет давать. Это передёргивание, никто ведь не заинтересован в исчезновении посёлков, наша задача обеспечить доступность власти, но при этом сохранить оперативность управления.
Представители поселений будут избраны, подчеркиваю, на прямых выборах в окружной совет. Они смогут высказывать и отстаивать позицию своих избирателей при принятии бюджета и на слушаниях по нему. В любом случае, никто никого никуда не торопит, решение остается за людьми.