Улица Фурманова в Петрозаводке: как Чапаев обидел своего комиссара

Оказывается, между двумя героями анекдотов была личная вражда

Улица чапаевского биографа Дмитрия Фурманова тоже есть в Петрозаводске, и о нем также можно рассказать много интересного

Оказывается, между двумя героями анекдотов была личная вражда

Читайте по теме: "Как в Петрозаводске встретились два недруга - Чапаев и Фурманов"

Из крестьян в писатели

Дмитрий Андреевич Фурманов (1891-1926) родился в крестьянской семье из Подмосковья. Он был способным парнем: окончил реальное училище, поступил в Московский университет на филологический факультет. Но госэкзамены сдать не успел - в 1915 году ушел на "германскую" в мирной должности брата милосердия Российского общества Красного креста, в военном чине прапорщика.

В 1917 году прапорщик Дима не остался в стороне от революционных потрясений. Сначала он примкнул к эсерам-максималистам, затем перешел в лагерь анархистов-кропоткинцев, и, наконец, прибился к большевикам. Бывший студент-филолог, человек образованный, легко занял идеологическую нишу в политпросвещении и пошел секретарствовать в различные парторганизации ленинской партии.

Весной 1919 года Фурманова назначают на должность комиссара дивизии, которой командовал Чапаев. И все бы хорошо, но уже летом между командирами разгорелся нешуточный конфликт. Комиссар обвинил своего комдива в грязных домогательствах к своей жене. А по некоторым данным, Василий Иванович, отличавшийся успешными операциями не только на военном, но и на любовном фронте, покорил сердце супруги Фурманова.

Дмитрий Фурманов с женой

В бытовые разборки вмешалось высшее командование, и комиссара с женой перевели от любвеобильного, но популярного в войсках Чапаева - начальником политуправления Туркестанского фронта.

Там, в жаркой Азии, в 1920 году Фурманов отличился при подавлении восстания жителей города Верный - будущей Алма-Аты. Дмитрий Андреевич, как опытный политработник, вел с повстанцами переговоры, забалтывая их до тех пор, пока не подошли части Красной армии, и восстание удалось жестоко подавить. Закончилась военная карьера комиссара на Кубани в боях против казачьего войска, где он был контужен, за что награжден орденом Красного Знамени.

Вернувшись в 1921 году в Москву, Дмитрий Андреевич наконец-то защитил диплом в Московском университете и приступил к литературной деятельности на посту редактора журнала «Военная наука и революция». Он также председательствовал в МАПП - Московской ассоциации пролетарских писателей, которую Михаил Булгаков пародийно вывел в романе "Мастер и Маргарита" как МАССОЛИТ.

Тогда же был написан политически выдержанный роман-легенда о человеке, покусившемся на благополучие его семьи.

Умер Дмитрий Фурманов в 1926 году от менингита, и был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

… Удивительное совпадение. Комдив и его комиссар, хоть и не любили друг друга при жизни, но, как встарь, встретились в Петрозаводске. И теперь они мирно соседствуют в названиях улиц.

Улица Фурманова

И все же, если посмотреть на карту города, улица Фурманова перпендикулярно пересекает магистраль Чапаева, словно нанося обидчику удар клинком.

Память не по разнарядке

Я вспомнил свое пионерское детство, когда нашему отряду было свыше присвоено имя юной героини Насти Портновой. Нам, 10-летним детям, не понравилась ее "незвучная" фамилия. Это запомнилось, а в чем была ее заслуга - нет. Сейчас, заглянув в интернет, я узнал о подвиге этой девочки во время Великой Отечественной войны. Только потому, что это было нужно по работе.

Поэтому мне непонятны воскрешенные сегодня из советского прошлого скорбные "вахты памяти", линейки у могил и постаментов, с помощью которых нынешние патриоты-функционеры буквально насильно пытаются привить детям XXI века некие начала гордости за прошлое. Они послушно отстоят в салюте, но потом будут вести более интересные им изыскания в том же интернете. Но, если потребуется, зададутся вопросом: а кто была Настя Портнова? Их только надо этому даже не учить - подтолкнуть.

Когда же мы поймем, что, имена и события в истории забываются, и насильно их вернуть в определенные торжественные дни нельзя. О них можно только прочитать и, если удалось рассказать интересно, запомнить. Что мы и предлагаем нашему читателю.

Но что касается героев Гражданской войны - уже мы сами не понимаем, имеют ли они право быть увековеченными в названиях улиц. Тем более в городе, к которому не имели никакого отношения. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру