Как и для кого строили в Карелии рыболовецкие боты

Главному трудяге рыболовецкой отрасли республики нет памятника

75 лет назад на петрозаводском секретном заводе №789, получившем в последствии название "Авангард", был спущен на воду первый серийный малый рыболовный бот - МРБ-20. На десятилетия он стал незаменимой "рабочей лошадкой" на внутренних водоемах Карелии и в прибрежной зоне Белого моря.

Главному трудяге рыболовецкой отрасли республики нет памятника
Красавец МРБ. Фото fleetphoto.ru

Вместо ходовых огней - керосиновая лампа

Русский Север испокон века славился рыбой, ее добытчиками и, конечно, мастерами-корабелами. Почти в каждой деревне, где был водоем, имелся свой мастер, который "шил" лодки - достаточно вспомнить "кижанки" или "пряжинки". А у поморов специальные артели строили мореходные кочи, соймы, карбасы, шнявы. 

Шнява. Фото lexicon.dobrohot.org

Но время оказалось безжалостным к деревянным посудинам: в ХХ веке их стали заменять железные сейнеры и траулеры, и только старые мастера еще хранили вековые традиции.

Когда закончилась Великая Отечественная война, к деревянному судостроению пришлось вернуться поневоле: металла для промысловых судов не хватало. Так родился проект недорогого и несложного в производстве и управлении серийного малого рыболовного бота, строительство которого и было поручено петрозаводскому заводу.

27 июля 1947 года первый кораблик был спущен на воду Онего. Он был выполнен из местной сосны, имел длину около 13 метров, ширину 3, и осадку менее метра, что позволяло подходить вплотную к берегу. Судно, в отличие от широко распространенных карбасов, имело рубку и кубрик, в которых можно было укрыться от непогоды.

Поморский карбас. Фото lexicon.dobrohot.org

20-сильный двигатель давал МРБ скорость до 15 км/час. Экипаж катера (кроме бригады рыбаков) составлял всего два человека. 

Однако, что имеем - не храним. Поэтому сегодня об этом МРБ можно найти лишь отрывочные сведения. По рассказам старых корабелов, работавших на "Авангарде", судно выпускалось в разной комплектации, на некоторых ботах не устанавливался даже электрогенератор - их просто не хватало. И ночью на рубку рыбаки выставляли керосиновые лампы с красными и зелеными стеклами, имитирующими ходовые огни. 

Боты на стапелях завода №789. Фото П. Беззубенко

Позднее проект был передан Петрозаводской судоверфи, где МРБ стали оснащать уже более мощными двигателями в 40 лошадиных сил. Скорости он не прибавил, но зато позволял лучше преодолевать волну и встречный ветер. Обидно, что ни в одном справочнике не найти количество ботов, выпущенных на этих предприятиях, и год прекращения их строительства.

Пассажирский "лайнер" на 16 персон

МРБ действительно были настоящими трудяжками: неприхотливые в эксплуатации, мореходные, они выполняли разные функции. С них самих заводили большие сети, они буксировали рыбацкие лодки, с которых на мелководье ставили снасти, транспортировали улов на перерабатывающие предприятия, да и вообще перевозили любые грузы весом до трех тонн. Это вдвое больше, чем смогла бы увезти "полуторка" - легендарный грузовик ГАЗ времен войны, еще колесивший по дорогам страны.

Мы не знаем точно, сколько этих суденышек работало в Карелии, но удалось найти данные начала 80-х годов прошлого века о том, кто ими пользовался. Только на Онежском озере промыслом рыбы занимались бригады Петрозаводского рыбокомбината, министерства торговли, Карелпотребсоюза, УРСов (управлений рабочего снабжения, обеспечивающие питанием трудовые коллективы), "Кареллеса", БОПа (Беломорско-Онежского пароходства), и даже рыбаки от министерства социального обеспечения республики.

Такая рыболовецкая бригада, оснащенная МРБ и лодками, в начале 70-х базировалась в поселке Соломенное. Одним из мест, где рыбаки ставили сети, был пролив между Лойостровом и "Чертовым стулом". Покаюсь: мы, яхтсмены Морского клуба ДОСААФ, иной раз поздно вечером на швертботе под парусом со специально споротым номером (чтобы не опознали) совершали туда набеги, поднимая край ставня. Иной раз удавалось вытащить даже лосося. 

Рыбаки возвращаются в Соломенное

И уж мало кто помнит, что МРБ служил и... пассажирским "лайнером". С начала 60-х годов ботики с переоборудованным под 16 пассажиров кубриками и встроенными по этому случаю гальюнами работали водными "автобусами" в различных районах Карелии. На озере Куйто эти "лайнеры" курсировали на линии "райцентр Калевала - деревня Луусалми". Они же осуществляли переправу людей через реку Водла в Пудожском районе, ходили в окрестностях Беломорска, как морские "трамвайчики".

Даже на небольшом пряжинском Топозере, площадью всего-то 65 кв. км, МРБ перевозил лесорубов и местных жителей. Лишь к 1975 году БОП списал эти суда со своего баланса, передав их другим ведомствам или продав в частные руки.

Читайте по теме: "Карелия выставляет на продажу здания, корабли, самолет и акции"

Первое судно "Полярного Одиссея"

В 1978 году один из таких ботов за немалые деньги - более двух тысяч рублей - купил петрозаводский инженер-физик Виктор Дмитриев. Он нарек его "Полярным Одиссеем", положив тем самым начало теперь уже всемирно известному морскому клубу. Судно было в плачевном состоянии, поэтому год ушел только на то, чтобы хоть как-то довести его до ума и совершить пробный поход в Ленинград. В экипаже, кроме жены Нины и четырехлетнего сына Алеши, были еще трое петрозаводских школьников, участвовавших в ремонте кораблика. 

Первое судно клуба "Полярный Одиссей". Фото из архива клуба

К следующей навигации на МРБ поставили две мачты - фок и грот - и он, согласно классификации парусного вооружения судов, превратился из бота в шхуну. Позднее, чтобы идти круче к ветру, добавили кормовую бизань-мачту. На этом 12-метровом суденышке члены "Полярного Одиссея" в течение двух лет совершали плавания в Арктику, в том числе - самый дальний поход по следам экспедиции Эдуарда Толля 1900-1902 годов. Им удалось достигнуть порта Амдерма в Карском море на стыке Европы и Азии. Можно с уверенностью сказать, что ни один петрозаводский МРБ так далеко в высокие широты Арктики не забирался. 

Фото из архива клуба

"И не поставят мне памятник в сквере..."

Куда еще могли забросить судьба и плановая экономика СССР наши малые рыболовные боты? Да куда угодно. Известно, что МРБ отправляли по железной дороге - по своим габаритам они помещались на платформу, а также уютно путешествовали на палубах сухогрузов.

Не исключено, что суда добирались до места назначения своим ходом, например, по Волго-Балту в Каспийское или даже Черное море. Ведь прошел же в 1953 году по Севморпути до Петропавловска-Камчатского караван из нескольких десятков 19-метровых МРС-80 (малых рыболовных сейнеров), построенных на том же петрозаводском заводе №789.

Об этой уникальной экспедиции блестяще рассказал капитан одного из судов - писатель Виктор Конецкий. Сейнеры так понравились дальневосточным рыбакам, что в 1977 году над входом во владивостокскую бухту Золотой Рог один из этих МРС поставлен как памятник. 

Памятник петрозаводскому сейнеру во Владивостоке. Фото fleetphoto.ru

В Выборге стоят копии лодей викингов, сделанные в Петрозаводске для фильма "И на камнях растут деревья". Один из двух кочей, построенных в "Полярном Одиссее" для экспедиции, организованной по следам похода Семена Дежнева, власти Чукотки собираются установить в Анадыре.

Читайте по теме: "Как петрозаводский коч "Помор" открыл "Русскую Америку"

А памятника трудяге МРБ нет, и вряд ли будет... 

Такие "памятники" МРБ стоят по всему Русскому Северу. Фото fleetphoto.ru

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру