И все-таки историческая встреча царя и нищего произошла. Случилось это знаменательное событие в 1719 году, и Фаддей «разом положил конец всем долгим и сладким надеждам» противоборствующих сторон. Произошло это так. Петр Алексеевич, человек набожный и по сану своему поддерживающий патриарха Никона, вышел из Петропавловской церкви, построенной по его же чертежам, на площадь, где уже собралось все наеление слободы. И в этот момент «толпу, почтительно разступившуюся перед государем, прорезает старец в веригах, опираясь на железный посох. Он произносит царю приветственные слова с пожеланием многолетия и земно кланяется. Между старцем и царем завязывается своеобразная дружба».
Фаддей попал в фавор к императору. В каждый свой приезд помазанник божий зовет его к себе во дворец, привечает и долго о чем-то беседует. Чем вызвана такая приязнь просвещенного монарха к убогому, как считалось, человеку - ответить трудно. Ранние историки пишут, что «орлиный взор царя в полноте оценивает зчачение старца в местной жизни и знание им людей и нравов слободы… В этих беседах царь постигает духовную силу старца, и эта сила смущает его, столь сильного и безстрашного».
Возможно, в этом есть доля истины. Но Петр, как известно, с измальства боялся бунтов, сиречь – революций, и был прагматиком. В стратегически важной по тем временам Олонии он не мог допустить мятежа, и в Фаддее он увидел не только осведомителя, но и пропагандиста (по Ленину пропаганда – процесс, с помощью которого формируется и контролируется общественное мнение). Не зря же историограф пишет: «Впечатлиние от этого нежданного сближения старца с царем на всех недовольных государем было разительное и самое благотворное в государственном смысле, потому что в народном убеждении блаженный Фаддей ошибаться не мог».
Версию о прагматическом использовании государем Фаддея отчасти подтвержает его письмо из Санкт-Петербургапетрозаводскому ландрату Муравьеву: «Здешний мужик, которого зовут Фаддеем, который стар уже и кажется умалишенным, живет в лесу и приходит в деревню (в Петрозаводск - авт.). Его здесь считают за чудо. Чего-либо худого и склонности к расколу незаметно. Поэтому я, чтобы не было какого-либо соблазна, велел к вам на заводы отвести, чтобы там его кормили до смерти». Согласитесь, в послании нет даже намека о «духовной силе старца».
На заводах Фаддей поселяться не стал, но с древлянских гор спустился и стал скромно жить в хижине неподалеку от Петропавловской церкви. О том, как столовался старец, не известно, скорее всего, также презирал скоромную пищу, а попадавшие в его руки деньги тут же раздавал зарецкой голытьбе.
В 1724 году Петр вновь посетил свои заводы и, конечно, встретился с Фаддеем. Историки так описывают их расставание после встречи: «Почтенный и блаженный старец Фаддей, - просил он, прощаясь, - в молитвах своих поминай и на путь наш благослови...» Старец не мог сдержать волновавших его горестных чувств и, заливаясь слезами, сказал: «Не бывать, Надежда Государь, не бывать более!..» Царь был в недоумении. «Что ты говоришь, безумец?» - обратился Петр к старцу. Склонившись челом до земли, Фаддей вновь произнес: «Надежда Государь! В последний раз мы видимся с тобой».
Ну, кому понравятся такие слова? Разгневанный император, по одной версии сам дал команду бросить безумного пророка в острог, по другой - просто велел еще пуще присматривать за юродивым, но сатрапы перестарались. Так или иначе, старик попал в каталажку.
А надежа-царь и в самом деле занемог. Говорят, что он даже послал гонца с распоряжением выпустить узника и выписать ему пожизненную пенсию. Фаддея освободили, а от пенсии он отказался, пробиваясь, как прежде, милостыней. В 1725 году император почил в бозе. Вскоре вслед за ним тихо ушел в мир иной и старец Фаддей.
В памяти народной осталось его пророчество: «Город разрастется. По времени заводы придут в разрушение, но только на время. По времени они восстановятся в большем и лучшем виде. Жители будут иметь довольство, город будет известен». Похоже, что сегодня первая часть пророчества сбылась…
А еще Фаддей говорил о том, что никогда не будет здесь сильных пожаров, разве порой сгорят дом-два. И тут как в воду глядел.
Читайте далее: "Могилу святого Фаддея Петрозаводского забывали трижды"