Просроченный документ
Поговорим о лицензии «Автоспецтранса», которая была главным основанием для его участия в конкурсе. Как мы видим, компании разрешены два вида деятельности: сбор и транспортировка отходов IV класса опасности. Именно такая лицензия и требовалась соискателю звания регионального оператора согласно конкурсной документации. Но проблема в том, что 9 января 2018 года, в разгар конкурса, поменялся закон «Об отходах производства и потребления». Согласно его новой редакции изменилось понятие «сбор отходов».
Отныне под этим словосочетанием понимается не просто накопление мусора, а только прием для его дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания и размещения. И только лицом, юридическим или физическим, имеющим право на эту деятельность. То есть тем фирмам и индивидуальным предпринимателям, которые собирались заниматься сбором отходов (требование конкурсной документации!), нужно было переоформить лицензию, получив разрешения и на все вышеперечисленные виды работ. В противном случае за ними оставалось право лишь на транспортировку отходов.
О том, что грядут законодательные изменения, федералы предупреждали заранее. Достаточно сказать, что в Госдуму законопроект был внесен еще в ноябре 2016 года, а в феврале 2017-го прошел первое чтение. То есть все заинтересованные лица были уведомлены задолго до вступления поправок в силу. И все, кому требовалось переоформить лицензию, имели время это сделать. Но, как мы видим, ООО «Автоспецтранс» предупреждения проигнорировал. Получается, компания стала победителем в конкурсе, не имея главного документа – действующего разрешения на сбор отходов.
Но самое скандальное даже не это. В июне «АСТ» поменял адрес – переехал из квартиры на ул.Ключевой в офис на ул.Онежской флотилии. В случае смены адреса местонахождения юридического лица, и в особенности в случае изменения места деятельности, лицензия подлежит обязательному переоформлению – это однозначное требование ст.18 Федерального закона N99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Но «Автоспецтранс» этого опять-таки не сделал: его лицензия от 2015 года безмятежно красуется на официальной странице регоператора, она же числится в реестре Росприроднадзора.
То есть выходит, что карельский региональный оператор по обращению с отходами уже как минимум полгода работает по недействительной лицензии? И никого это не беспокоит?
Куда все катится
В свое время мы обращали внимание на то, что карельский «мусорный» регоператор был протащен сквозь дыры в законе. И даже объяснили, зачем это было нужно: на это очень прозрачно намекнул министр строительства Олег Ермолаев на одной из своих пресс-конференций.
Читайте по теме:"Мусорная» история с карельским региональным оператором получила логическое объяснение"
- Шла определенная работа по выявлению тех лиц, которые работают на территориях, - признался министр. – Чтобы не делать революцию и не заводить сюда людей, которые не умеют и не имеют опыта, чтобы заниматься этой деятельностью.
То есть правительство всеми силами пыталось избежать появления неконтролируемого «варяга». История с «Ремстройкомплектом» многому научила наших чиновников, как и эпопея с реконструкцией Гоголевского моста. Но оставались вопросы: почему Минстрой не посчитал надежным партнером ни одну из местных организаций с опытом работы, хотя у тех имелись и лицензии, и техника, и оборотные средства? Почему из всех карельских компаний нужно было выбрать ту, у которой ничего нет, да к тому же, по мнению коллег по цеху, чудовищно некомпетентную? Зачем власти продолжали подкармливать частную фирму за счет бюджетных средств? Целых 40 миллионов рублей одолжил «Автоспецтрансу» холдинг «Кареллеспром», контрольный пакет акций которого принадлежит республике…
Читайте по теме: "Карельского мусорного регоператора – частную компанию – подпитывает деньгами правительство республики"
И что делать теперь, когда результаты конкурса по выбору регоператора можно спокойно оспорить в суде, поскольку победитель, по нашему мнению, представил комиссии нелегитимный контракт и недействующую лицензию?..
Впрочем, выход карельскому правительству подсказали федералы. Министр природных ресурсов РФ Дмитрий Кобылкин 4 декабря выступал в Государственной думе и сообщил, что правительство оставит «запасные выходы» для регионов, которые так и не подготовились к «мусорной» реформе – а она должна стартовать через две недели. Минприроды разработало поправки к законопроекту об отсрочке реформы в Москве, Питере и Севастополе (пока): субъекты РФ в случае отсутствия регионального оператора или прекращения им деятельности вправе присвоить этот статус либо регоператору соседнего региона, либо лицензированному МУПу или ГУПу, причем – внимание! – без конкурса. Правда, только на год.
Для Карелии это наилучший вариант: втихую распрощаться со скандальным «Автоспецтрансом», поручить его функции какой-нибудь государственной фирме, а за год подготовить нормального регионального оператора, который потом и займется делом. Ну – или провести честный конкурс, на котором победит сильнейший.
Впрочем, последнее – явно не наш вариант.