«Счастливо оставаться!»
О том, что уходит, Новиков рассказал на своей странице во ВКонтакте 10 декабря: «Дорогие друзья, уважаемые коллеги и партнёры, в связи с проработкой нового проекта в другом регионе мне пришлось выйти из проекта в Карелии, огромное всем спасибо, мы большие молодцы и сделали невозможное, было тяжело, но наша команда справилась и доказала, что реформа состоятельна». Написал – и закрыл профиль.
Впрочем, слухи о том, что директору «АСТ» предложили хорошую работу в Краснодарском крае, появились еще за неделю до этого. Как рассказывают в самой фирме, уехал он буквально за день. До 27 декабря Новиков числится в отпуске, а исполняет обязанности директора его заместитель Анна Музалёва. Что дальше – неизвестно.
Еще не зная, что Ивану Новикову предложили очень «вкусную» должность, мы задумались – с чего вдруг такая срочность? Почему директор целого регионального оператора, через которого проходят деньги за сбор и утилизацию всех отходов Карелии, с таким облегчением покинул регион? Ведь такие проекты были… И мы вновь полистали документы, повествующие о том, как «Автоспецтранс» пришел к таким высотам.
Залоги победы
Фирма была образована в 2014 году, фамилии ее создателей нам ничего не говорят. Юридический адрес – частная квартира, уставной капитал - 10 000 рублей. В декабре 2015 года компания получила лицензию на работу с отходами. А спустя еще год в состав ее учредителей вдруг вошла Корпорация развития Карелии, причем с долей в 90 процентов. Какую деятельность вел «Автоспецтранс» - неизвестно, но в государственных подрядах, которыми в основном кормятся фирмы его профиля, он не участвовал.
О существовании этой компании коллеги по цеху узнали лишь в феврале нынешнего года, когда «АСТ» вдруг получил статус регионального оператора по обращению с отходами.
Естественно, этому предшествовал конкурс, организованный республиканским министерством строительства, ЖКХ и энергетики. Он был объявлен в конце ноября 2017-го, а завершился в конце января. Причем завершился тем, что не состоялся: ни одна из давно работающих в регионе фирм подобного профиля не подала заявку на участие. Кроме ООО «Автоспецтранс», который и был признан победителем как единственный участник.
Почему никто из карельских мусорщиков не претендовал на высокий статус регоператора, мы уже рассказывали.
Читайте по теме: "Как в Карелии поделят рынок отходов"
Одним из критериев, характеризующих надежность будущего властителя карельского мусора, было наличие контракта на вывоз отходов с госучреждением, причем сроком на 10 лет. Ни у одной организации в республике такого договора нет и быть не может: в любой государственной конторе бюджетные лимиты доводятся раз в год, и тогда выясняется, сколько денег на ее содержание будет выделено в будущем году. Лишь тогда начинается прикидка, какую сумму пустить на командировки, сколько на топливо, сколько на вывоз мусора – но только на один год, очень редко на три. Но на десять?..
Как позже выяснилось, 10-летний контракт «Автоспецтранс» заключил с Управлением автомобильных дорог РК – об этом рассказал журналистам сам Новиков. Но, объясняя, почему конкуренты «АСТ» не смогли обзавестись таким же договором, мы не стали разбираться, как это удалось самой компании. Теперь мы разобрались: никак.
Призрачные работы
С самого начала никто не мог понять, каким образом Управтодор – казенное (!) учреждение – смог заключить 10-летний договор с кем бы то ни было. Мы поговорили с человеком, имеющим непосредственное отношение к этой организации, и узнали вот что. Во-первых, любые контракты казенное учреждение заключает только на основе результатов открытого конкурса. Мы просмотрели сайт госзакупок с декабря 2015 года, когда «Автоспецтранс» получил лицензию, и по конец января года текущего, когда он стал регоператором. Никаких сведений о контракте между ним и Управлением автомобильных дорог РК нет, и никакого конкурса на вывоз мусора Управтодор в эти сроки не объявлял.
Впрочем, пояснил наш источник, если сумма контракта не превышает 100 тысяч рублей, то можно обойтись и без конкурса – заключить договор прямой поставки. Предположим, что так оно и было. Но! Во-первых, стоимость услуги тогда была бы просто копеечная: 100 тысяч на 10 лет – это 833 рубля в месяц, не считая инфляции (тоже за 10 лет). Кто согласится работать за такие деньги – непонятно, но допустим. И многолетний контракт казенного учреждения тоже допустим, ибо есть прецеденты – объекты капитального строительства. Но любой такой договор, настаивают наши источники из разных ведомств, утверждается распоряжением регионального правительства, подкрепленным финансовыми обязательствами.
Итак, перед нами дилемма. Либо правительство не издавало соответствующего циркуляра, и тогда подписание контракта руководителем казенного учреждения стало абсолютным самоуправством и заведомо невыполнимым обязательством. Либо правительство таки озаботилось вывозом мусора Управтодором, и родило соответствующее распоряжение – но тогда это стало вопиющим нарушением антимонопольного законодательства, поскольку дало явное и неоспоримое преимущество «Автоспецтрансу» в конкурсе на регионального оператора. Не стоит забывать: «АСТ» учрежден Корпорацией развития Карелии, то есть по сути государственной структурой.
Можно, конечно, направить в Управтодор и Минтранс республики журналистские запросы о том, какие объемы государственного мусора «АСТ» успело вывезти, и сколько бюджетных денег было за это заплачено. Потому что есть у нас обоснованное подозрение, что эти работы никогда не производились. Но зачем ставить чиновников в сложное положение? Ведь понятно, что это была не их идея.
Собственные критерии
По нашему мнению, договор между «АСТ» и карельским Управтодором в любом случае нелегитимен как конкурсный документ. Да и назвать его документом нельзя: контракт – это прежде всего работа. В данном же случае мы приходим к выводу, что конкурсной комиссии была предъявлена просто бумага, за которой ничего не стоит. Все равно что договор о дружбе и сотрудничестве между Карелией и планетой Марс: составить его возможно, и даже подписать - но можно ли назвать его официальным документом?.
Впрочем, наличием этого «воздушного» контракта вопрос не исчерпывается. Тем более, что сделать такой документ необходимым для участия в конкурсе было идеей вовсе не карельской. Правила проведения конкурсного отбора регоператоров были утверждены Постановлением правительства РФ в сентябре 2016 года. И действительно, в качестве критерия мощности там указано «наличие действующего государственного контракта на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами, заключенного на срок не менее, чем на 10 лет». Но! В правительственном постановлении это условие идет после слова «либо», а перед ним – «возможность осуществления деятельности по транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов в объеме не менее 10 процентов годового объема образования... в зоне деятельности регионального оператора». В карельском варианте этот абзац почему-то отсутствует. Почему? Может, потому, что в республике есть фирмы, которые соответствуют такому критерию, и рядом с ними у ООО «Автоспецтранс» просто не было шансов?
И еще из законов, которые Карелии, кажется, не писаны. В Федеральном законе N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.24.6, сказано: «5. Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет». Как мы видим из сообщения на сайте torgi.gov.ru, республиканский Минстрой подмахнул соглашение с «Автоспецтрансом» сразу на 20 лет. Мне просто интересно: у кого поднялась рука «рихтовать» документы, подписанные премьером российского правительства и президентом страны?..
Читайте далее: "Лицензия "мусорного" регионального оператора Карелии не соответствует требованиям"