Формат встречи оказался довольно тяжеловесным. Сначала – отчетные доклады как самого регионального оператора, так и смежных и контролирующих ведомств. Новый руководитель ООО «Автоспецтранс» Алексей Кузнецов рассказал, что первый этап реформы в республике он считает завершенным. Организован вывоз мусора из 100 населенных пунктов, где ранее эта работа не проводилась. Ликвидировано 12 несанкционированных свалок, обновлена спецтехника и проводится поэтапная замена контейнеров. В ноябре прошлого года запущен пилотный проект по внедрению раздельного накопления твердых коммунальных отходов. На данный момент установлено 8 контейнеров для сбора пластиковых бутылок и стекла, и 16 контейнеров для макулатуры. Кроме того, прорабатывается вопрос о предоставлении земельного участка для строительства мусороперерабатывающего комплекса.
Но у выступавших после Кузнецова представителей местных администраций и руководителей фирм-подрядчиков настроение было куда менее оптимистичное. И если местное самоуправление гложет вечная проблема – нехватка бюджетных средств, - то у мусорщиков претензии непосредственно к «Автоспецтрансу». По мнению руководителей подрядных фирм, региональный оператор в выборе подрядчика руководствуется исключительно уменьшением цены контракта, а не профессионализмом партнера и наличием у него возможности качественно выполнить свои обязательства.
Знаковой была речь представителя компании «САС», обслуживающей Кемский и до недавнего времени Беломорский районы. По его словам, договор с регоператором содержит кабальные условия, в частности – право «Автоспецтранса» в любой момент поменять любой пункт контракта в одностороннем порядке, о чем мы уже писали.
- Большинство фирм согласилась на такие условия, - признал представитель «САС». – В основном это муниципальные предприятия, куда им деваться? Остальные согласились из страха потерять бизнес.
По мнению руководителей фирм-подрядчиков, идет выдавливание с рынка «несогласных» - тех, кто не согласен с нормативами, тарифами, условиями договора. Вопрос: кто же придет им на смену? Похоже, у «Автоспецтранса» определился фаворит – им стала компания «АктивПро» из Сегежи. Рост влияния этой фирмы поражает: еще год назад она обслуживала только Сегежский район, потом занялась Костомукшей и Муезерским районом (причем у последнего к руководству фирмы возникли очень большие вопросы, но сейчас не об этом). А с ноября в зоне ее ответственности – четыре микрорайона Петрозаводска, а также Прионежский, Пряжинский, Калевальский и Беломорский районы. Боле того, она взяла на себя и Сортавальский район – правда, результаты конкурса были отменены антимонопольщиками.
Надо сказать, что такие аппетиты должны опираться на весьма мощные ресурсы, технические и финансовые. Первых у «АктивПро» совершенно точно не было: придя в Костомукшу и Муезерку, фирма арендовала мусоровозы и контейнеры у местной фирмы «МСА» - и, по информации из надежных источников, по драконовским ценам. «Зайдя» в Петрозаводск, сегежане объявили о намерении купить технику и оборудования у уходящего «Озона» - и опять же, по нашим данным, за огромные деньги. Разумеется, все эти траты должны чем-то обеспечиваться. Не верится, что 15 миллионов рублей, составившие прибыль компании за прошлый год, могут покрыть такие расходы – значит, в ход пошли кредиты. Но зачем? Все мусорщики в один голос твердят, что без увеличения нормативов и тарифа такой бизнес обречен на провал. Но перед «Автоспецтрансом», похоже, поставлена задача не поднимать тариф ни при каких обстоятельствах, исключая взвинчивание НДС. Так зачем сегежским коммерсантам влезать в долги?
Возможный ответ на все том же круглом столе дал новый руководитель регоператора Алексей Кузнецов. Он рассказал о планах строительства мусоросортировочного комплекса в Петрозаводске, а также – и это стало неожиданностью – в Сегежском районе. Причем в раздаточных материалах упоминаний о сегежском проекте мы не нашли.
Таким образом, появляется версия, что заставило «АктивПро» бросить все силы на сотрудничество с ООО «Автоспецтранс».
Условия, которые предлагает регоператор местным компаниям, действительно невыполнимы, поэтому компании от такого сотрудничества отказываются. Идти на их место никто не хочет. Возможно, заткнуть появившиеся дыры уговорили «АктивПро», посулив фирме этот самый мусорозавод.
В теории все выглядит вполне осуществимо. Недавно прeзидент подписал указ о создании компании «Российский экологический оператор», которая станет единым мусорным оператором страны. В ее задачи входит, в том числе, разработка программ господдержки проектов по мусоропереработке, а также догляд за финансированием этих проектов. То есть именно через РЭО пойдут федеральные деньги, которыми в Карелии будет распоряжаться региональный оператор. Как нам кажется, именно с целью контроля над этими деньгами республиканское правительство и провело ООО «Автоспецтранс» в регоператоры, всеми правдами и неправдами.
Читайте по теме:
"Выбор "мусорного" регионального оператора в Карелии выглядит государственной фикцией"
"Лицензия "мусорного" регионального оператора Карелии не соответствует требованиям"
Ну, а у кого деньги, тот и заказывает музыку, в данном случае – мусорозавод.
Правда, есть одна неувязка. Вновь создаваемый РЭО обязан привлекать инвесторов, готовых вкладываться в переработку отходов. И может оказаться, что федеральный центр намерен не оплачивать строительство мусороперерабатывающего комплекса в Карелии из государственного кармана, а как раз наоборот – найти «частника», готового взять это на себя. И тогда обещание, данное регоператором сегежанам – если таковое было - превращается в ничто. Причем «Автоспецтранс» будет не виноват, это все Москва…
По идее, обывателю эти государственно-частные игры должны быть глубоко безразличны, но это лишь на первый взгляд. Договоры на обслуживание районов заключены на 4 года. Если за это время в «АктивПро» поймут, что не только не заработают на этих контрактах, но рискуют вообще разориться, подрядчик просто уйдет. И тогда минимум четыре района республики плюс центр карельской столицы утонут в мусоре – сменить «АктивПро» будет уже некому.