Почему петрозаводчанин не хочет жить на улице Халтурина: часть первая

Человек, запечатленный в топонимике карельской столицы, пытался взорвать императорскую семью, и убил 11 человек

Халтурин - третья и последняя фамилия в официальном реестре улиц Петрозаводска, названных в честь людей, признанных законом террористами.

Человек, запечатленный в топонимике карельской столицы, пытался взорвать императорскую семью, и убил 11 человек
Улица Халтурина в Петрозаводске. Фото "Столица на Онего"

Кровавая память

Напомним первых двух. В 1908 году 19-летний рабочий Александр Кузьмин, одурманенный большевистскими идеями, ранил ножом председателя Петербургской судебной палаты Николая Крашенинникова, за что был повешен.

В 1909 году типографский разносчик Петр Анохин, 17 лет отроду, полоснул кинжалом полицейского и тоже был приговорен к смертной казни, но ее заменили небольшим сроком заключения. Однако их деяния - невинные забавы по сравнению с тем, что замышлял и осуществлял Степан Халтурин.

"МК в Карелии" продолжает рассказ об улицах Петрозаводска, названных именами людей иногда заслуженных, иногда случайных, а подчас и совсем неприглядно выглядящих на фоне Истории. Зачастую их фамилии мало что говорят горожанам, а порой вводят в топонимический ступор, как, например, с улицей Бабушкина: даже чиновники мэрии Петрозаводска не могли сказать, кто был этот человек - революционер или его однофамилец, советский полярный летчик.

Как идеалист стал террористом

Итак, улица Халтурина. Она расположена между Суоярвским шоссе и железной дорогой в районе с милым названием "Рыбка", которое, к сожалению, знают только старожилы. Протяженность улицы чуть менее километра, на ней стоят 19 домов. Так бы она и оставалась незаметной второстепенной улочкой, если бы в 2018 году в адрес главы Карелии Артура Парфенчикова не поступило обращение одного из ее жителей: мол, не желаю жить на улице имени кровопийцы. Так кем же был гражданин Халтурин, вызвавший возмущение нашего земляка?

Степан Халтурин родился 2 января 1857 года в Вятской губернии в семье зажиточных крестьян. Семейный достаток обеспечил ему место в уездном училище, а затем в учительской семинарии. И все бы хорошо, но парень увлекся литературой популярного в те времена гуманистического общества "Земля и воля", проповедовавшего светлые идеалы всеобщего равенства и братства. Причем увлекся настолько, что стало Степе не до учебы, и через год его исключили из семинарии за плохую успеваемость.

Степан Халтурин

Не получив диплома, но забив голову романтичными мечтами социалистов-утопистов, Степа с ватагой единомышленников собрался в Америку - основывать там коммуну. Но мечты прервала суровая действительность: у него по дороге украли паспорт. Парень осел в Петербурге, перебивался случайными заработками, жил в ночлежке, где его и нашли "землевольцы".

Халтурина ввели в политические кружки, которыми руководил Георгий Плеханов, видный деятель российского и международного социалистического движения. А заодно помогли получить «липовый» паспорт на имя Степана Батышкова и устроили в железнодорожные мастерские столяром. Бывший Халтурин оказался способным мастером, поэтому его взяли для работ на императорской яхте "Ливадия", а затем и в Зимний дворец, определив местом жительства полуподвал.

С тех пор днем пролетарий Степан работал в дворцовых мастерских, а по вечерам - агитатором. Очень скоро он, проявив талант пропагандиста, выдвинулся в "Земле и воле" на первые роли. В тот период, как вспоминали современники, Халтурин "убеждал со слезами на глазах" своих кружковцев ни в коем случае не вступать на путь террора: "С этого пути возврата уже нет".

Но время шло, а утопические идеи "Земли и воли" так и не находили отклика в сердцах народа, в результате члены общества пересобачились между собой, и оно распалось. На смену пришла новая организация - "Народная воля", провозгласившая террор как главное средство революционной борьбы. Ее боевиком стал и Халтурин-Батышков. Как вспоминал Плеханов, Степан "пришел к мысли, что падет царь, падет и царизм, наступит новая эра, эра свободы..."

Бомба для императора

В 1879 году на своем съезде "народовольцы" вынесли смертный приговор Александру II. Как известно, на царя-освободителя было совершено семь покушений. Попытка убийства императора Степаном Халтуриным была в этой череде терактов шестой по счету...

Александр II

Когда пальба по царю из револьверов и попытка пустить под откос его поезд не увенчались успехом, Софья Перовская - одна из лидеров "Народной воли" - решила взорвать его в собственном доме, в самом Зимнем дворце.

Кстати, эта энергичная инициаторша терактов, могла бы стать на время нашей землячкой, как и поэт Николай Клюев, отбывавший наказание в Тюремном замке Петрозаводска.

Читайте по теме: "Как в Олонецкой губернии появился поэт Серебряного века"

Софью незадолго до взрыва приговорили к ссылке в Олонецкую губернию, но по дороге ушлая дама, воспользовавшись тем, что охранники заснули, сбежала и перешла на нелегальное положение.

Софья Петровская

Теперь столяр Степан, во исполнение решений съезда народовольцев, не только работал в мастерской иходил на занятия кружка, но и тайком таскал в свой подвал динамит от Перовской.

Это покажется удивительным, но в то время служба безопасности во дворце была поставлена из рук вон плохо. Караул выставлялся только у парадных дверей, входы для прислуги практически не контролировались. К челяди в Зимний приходили гости, даже оставались ночевать. А сама прислуга нещадно воровала по мелочам и беспрепятственно выносила царское добро из дворца. Сподвижник Халтурина народоволец Лев Тихомиров в своих воспоминаниях писал, что Степан, боясь показаться другим работникам не таким, как они, специально тырил серебряные ложки и расшитые полотенца.

Впрочем, иногда жандармы проводили чисто поверхностные обыски. Тот же Тихомиров утверждал, что накануне взрыва "шмон" проходил и в каморке Халтурина. Жандарм даже открыл сундук, где хранился динамит, но побрезговал приподнять прикрывавшее взрывчатку бельишко столяра. А динамита в сундуке было немало: за несколько месяцев в нем накопилось два с половиной пуда (примерно 40 килограммов).

Наконец Софья Перовская узнала, что на 17 февраля 1880 года государь назначил торжественный прием в честь приезда брата своей жены - немецкого принца Александра Гессенского. Будут присутствовать все члены венценосной фамилии.

Столовый зал Зимнего дворца

Халтурин перетащил взрывчатку в помещение под столовым залом, где должен был состояться прием, и подсоединил запальный шнур. Чтобы не погибли рабочие, жившие рядом, сердобольный Степан пригласил их в трактир за свой счет - якобы на день рождения. А сам вернулся во дворец, в назначенное для приема время поджег фитиль, и рванул на конспиративную квартиру.

Императора и его семью спасла случайность: поезд принца опоздал на полчаса и обед был отложен. Когда же, наконец, гость приехал, Александр со свитой домочадцев вышел встречать его в соседний зал. Тут и произошел взрыв.

Взрыв. Картина XIX века

Правда, современные эксперты утверждают, что, если бы родственники и находились в столовой, они вряд ли бы серьезно пострадали. В зале всего лишь в нескольких местах поднялись половицы. Дилетант Халтурин не смог рассчитать направление ударной волны, и вся она ушла на нижний этаж, где погибли 11 солдат - героев недавно закончившейся русско-турецкой войны, за свое отличие зачисленных на службу в императорский дворец. Ранения и увечья получили еще 56 человек.

Последствия теракта

Окончание следует.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру