О том, кому, за что и как вручали «Онежские маски» 2023 года, мы уже рассказали – без сюрпризов там не обошлось. Но главным событием церемонии вручения премии остается, без сомнения, театральный капустник, который из года в год представляют на одной сцене артисты всех пяти профессиональных карельских театров.
На чаепитии после последней «Маски» разгорелся спор: а сколько вообще лет церемонии? Выяснилось, что вспомнить этого точно никто не может – кроме, разумеется, всегда бдительного «МК в Карелии».
Итак, напоминаем: впервые «Онежскую маску» вручали еще в далеком 1996 году, и автор этих строк в начале "нулевых" успел даже посидеть в жюри. Тогда это была просто торжественная церемония, сопровождаемая концертом, и премии распределялись по принципу «всем сестрам по серьгам».
С тех пор начинание постепенно сходило на нет, а после 2013 года заглохло совсем. Вместе со всеми театральными фестивалями, проводившимися в Карелии – «Ламбушкой», «Ремаркой», «Золотой вешалкой» и т.д.
Читайте по теме: «Как Карелия на несколько лет осталась без собственных театральных фестивалей»
Ситуация начала меняться в 2016-м, когда премию решили снова вручить, причем сразу за два предыдущих сезона. Не смотря на то, что премии тогда исполнилось 20 лет, по счету церемония была пятнадцатой – и самой необычной.
Главным изменением в привычном стиле стало то, что конкурс приобрел статус чисто актерского: все «лучшие спектакли» и «лучшие режиссеры» остались в прошлом, и никто об этом не жалеет. Потому что сравнивать режиссуру балета и постановку Театра кукол невозможно.
Вторая новация – в состав жюри вошли сами актеры. Чтобы, с одной стороны, высказывать профессиональное мнение, а с другой – следить, чтобы судьи не мухлевали.
Далее: с благословления нового министра культуры республики Алексея Лесонена церемонию решено было снова сделать ежегодной. Правда, о материальном участии в ней республиканского Минкульта говорить не приходится. Председатель жюри «Маски-23» Марина Тимашева разразилась по этому поводу гневной филиппикой в соцсети:
Сама маска теперь не просто диплом, а самая что ни на есть осязаемая – изготавливается в мастерской известного карельского художника Владимира Зорина.
Ну и самое приятное: большой театральный капустник. Первый раз его подготовили силами практически одного Негосударственного театра «Ad Liberum», но уже со следующего года он творится всеми театрами совместно. Артисты утверждают, что для них это не столько работа, сколько удовольствие.
Правда, поначалу обновленная церемония была только для «своих», и вообще носила домашний характер. Но с 2019 года на нее начали продавать билеты, и зрители повалили.
Держится это действо на пяти «китах». Во-первых, автор и бессменная ведущая – блистательная Виктория Федорова, в этом году удостоенная премии Союза театральных деятелей Карелии им.Людмилы Живых.
Во-вторых – режиссером выступает Снежана Савельева, руководитель Негосударственного театра «Ad Liberum» и председатель СТД Карелии. Танцы держатся на Олеге Щукарёве, известном карельском хореографе. За звук отвечает Наталья Файзуллина - актриса, звукорежиссер и музыкальный руководитель театра «Ad Liberum». Ну а пятый элемент – энтузиазм артистов, которые после работы, буквально в ночи, «допиливают» свои выступления в Доме актера и на сцене, на которой придется выступать в этот раз.
Зрители из года в год слышат упоминания о том, что репетировать церемонию участникам приходится по ночам, но никто этого не видел. Пользуясь благосклонностью председателя СТД, мы проникли на одну из таких репетиций.
Вообще наши журналисты больше всего любят наблюдать не за премьерами и сдачами спектаклей, а именно за репетициями. Объясняется это просто. Спектакль – это законченный продукт. Единица контента. Если все случилось, то произведение искусства. Вы получаете удовольствие от созерцания того, что создали авторы, и не факт, что оно вам понравится.
Репетиция же для стороннего наблюдателя остается действием совершенно иного порядка. Мы видим процесс создания произведения. Поиск. То, что называется творчеством, и что на планете свойственно только человеку. Это ни с чем не сравнимое зрелище.
Мы смотрели, как у Кирилла Симонова рождаются «Коппелия» и «Сон в летнюю ночь», у Юрия Александрова - «Любовный напиток», а у Анны Осипенко - «Паяцы», отправившиеся 27 марта за «Золотой маской» в Москву.
Читайте по теме: «Кто мешает тенору переспать с сопрано в Музыкальном театре Карелии»
Но на ночной репетиции бывать пока не приходилось. Правда, лет 20 назад случилось провести всю ночь в тогда еще Музыкально-драматическом театре Карелии, но это отдельная история.
Что сказать: человеческих жертв здесь не приносят, и Призрак оперы бал не правит, этим занимаются Снежана Савельева с Олегом Щукаревым. А ночью – потому что днем и вечером артисты и сцена заняты на репетициях и спектаклях.
Так что нет практически никакой мистики. Обычная репетиция, обыкновенное чудо. Посмотрите сами, как это происходит, и что из этого получается.