Кто за
Первой стороной выступают те, голосовал за объединение поселений. Новый горсовет, избранный вместо неработавшего старого. Их позиция уже озвучивалась в нашем издании: прежде всего это экономические резоны.
Глава администрации Сортавальского района Леонид Гулевич еще в 2017 году в интервью заявил, что, согласно проведенным расчетам, при объединении можно будет существенно (на 15-20 процентов) сократить количество муниципальных чиновников. На весь район их будет не больше сорока.
В ходе объединения сокращение административных расходов для Хелюля составило бы 2 миллиона рублей в год, а для Сортавала – 7,5 миллионов. Такие цифры назвал в прошлогоднем газетном интервью министр национальной и региональной политики Республики Карелия Сергей Киселёв. Для всего Сортавальского района положительный финансовый эффект оценивается в 17 млн. рублей в год. И плюс еще 5 миллионов в случае укрупнения муниципального образования дала бы республика – это в беседе с нашим корреспондентом подтвердил председатель сортавальского Горсовета Владимир Головченко.
Кто против
Противостоят им те, кто не желает отдавать управление городом в руки района. Именно их позицию всегда поддерживал и представлял Сергей Крупин.
В личной беседе он пояснил: в случае объединения Сортавала и Хелюля полномочия нового, укрупненного муниципального образования переходят на районный уровень, а вместе с полномочиями и финансирование. То есть Сортавала не сможет распоряжаться деньгами, которые сама же и зарабатывает.
В бюджетную экономию ни он, ни его сторонники не верят: по их словам, если чиновник в Хелюля занимается определенной деятельностью, то он продолжит ею заниматься и после реорганизации, никто за него эту работу не сделает. Оптимизация будет чисто формальной: сократят одного из двух главбухов, но у оставшегося появится новый заместитель.
Чистая политика
Третьей, крайне заинтересованной в происходящем, стороной остается карельское отделение «Справедливой России». Сортавала всегда была их вотчиной, и потеря Горсовета стала для партии серьезным ударом. Причиной случившегося, на мой взгляд, стал внутренний кризис в партийных рядах. Предыдущий руководитель карельского отделения Ирина Петеляева в последние годы занималась больше собственной карьерой, чем партийным строительством. Теперь новому руководству нужно восстанавливать позиции,
Читайте по теме: «Чего хотят карельские политики, разыгрывая «сортавальскую карту»
Самое интересное, что «справороссы» вовсе не против объединения «города с деревней». В личной беседе региональный партийный лидер Ройне Изюмов прямо сказал: «Пусть нам объяснят, зачем это нужно, и мы проголосуем «за»».
Но, по его мнению, пока аргументация сторонников слияния несостоятельна – в этом он разделяет мнение Крупина и его сторонников.
Так что цель «СР» в Сортавала ясна и понятна: использовать сложившуюся ситуацию для увеличения популярности своей партии. Это им пока с успехом удается: «справороссы» возглавили протестное движение в городе. И они же стали инициаторами городского референдума о сохранении выборности главы города: соответствующие документы в территориальную избирательную комиссию они подали за несколько часов до митинга.
Причем заметим: «СР» не заступается за Крупина и не выступает против укрупнения муниципального образования – она ратует за прямые выборы. Тема практически беспроигрышная. И девиз подобран удачный: «Сортавала не склоняется!». Митинг проходил именно под этим девизом.
«Ничего личного»
Третьей и четвертой сторонами конфликта стали Сергей Крупин и депутаты нового Горсовета – уже не как должностные лица, а как просто люди. Межличностный конфликт настолько бросается в глаза, что даже попал в документы суда:
Читайте по теме: «Почему восстановили в должности сортавальского главу Сергея Крупина»
Владимир Головченко почти час рассказывал журналистам о том, как Крупин отказывался идти на контакт, как его, председателя Совета, отказывались пускать в здание местной администрации, как невозможно было решить самые важные вопросы.
При этом Головченко считает Крупина грамотным управленцем. Который к тому же очень умело себя «пиарит», причем за муниципальный счет: в местных СМИ, с которыми у администрации платный договор на обслуживание, глава самоуправления предстает ответственным за все положительные преобразования в городе, хотя это результат коллективного труда.
Мнение Головченко о причинах непримиримости Крупина: возможно, боится за свою зарплату. В случае возникновения нового муниципального образования будет пересмотрено штатное расписание администрации, и мэр может уже не получить те деньги, которые получает сегодня – а его зарплата, по словам Головченко, едва ли не самая высокая в районе среди бюджетников.
Впрочем, Сергей Крупин не остается в долгу, и также видит в действиях нового Горсовета финансово-карьерную подоплеку. Он напомнил, что и Владимир Головченко, работающий директором сортавальского Физкультурно-оздоровительного комплекса, и его соратники находятся в прямом подчинении у руководства района, а не города. Тем самым они мотивированы на поддержание инициатив своего начальства. А что касается отказа идти на контакт – то же самое про своих оппонентов может рассказать и Крупин.
Высшие силы
Пятым участником конфликта стали республиканские власти. Глава республики – как инициатор роспуска предыдущего Горсовета и как поддержавший отстранение Крупина от должности. Законодательное Собрание – как одобрившее все это на своих заседаниях.
Мотивы здесь также прозрачны и ясны. Исполнительной власти региона куда легче находить общий язык с одним руководителем, чем с толпой разномастных и разнокалиберных глав поселений. Тем более, что выдвижение такого руководителя будет из депутатских рядов, и всем понятно, какая политическая сила там превалирует.
Читайте по теме: «Ликвидация: городские Советы в Карелии распускаются по инициативе сверху»
В этом же заключается и интерес ЗакСа, где абсолютное большинство принадлежит «Единой России». А она сегодня воплощает в жизнь новую идеологическую установку о включении местного самоуправления в вертикаль государственной власти.
Но теперь поднята волна протеста, которой предшествовали весьма неприятные для карельских властей события. То решение суда о роспуске сортавальского Горсовета разваливается в кассации – а депутаты его уже одобрили. То Крупина возвращают на должность – а депутаты уже утвердили его удаление… Очков Заксобранию это не добавляет, зато отлично может быть использовано оппозицией.
Доводы и выводы
Так в чем же истинная подоплека сортавальского противостояния? У нас сложилось впечатление, что просто в неумении всех сторон выходить из конфликта. Или нежелании.
«Справороссовская» часть депутатов распущенного Совета против объединения муниципалитетов - но большинство-то за! И игнорировать это, просто парализуя работу представительного органа на 3 месяца – значит предавать ту самую демократию, о которой они столько говорят.
Сергей Крупин против слияния администраций – но решение принято коллегиальным выборным органом, и он обязан его исполнить, даже если считает неправильным. Не можешь поступиться принципами – подавай в отставку, но не игнорируй законное указание народных избранников, даже если они тысячу раз неправы.
Новый депутатский корпус считает, что Крупин тормозит работу городских властей (а это явно было) – отправляйте его в отставку, но по закону. Не надо захватывать кабинет человека, решение об увольнении которого не вступило в силу. Не надо врать, что оно опубликовано, и ставить в двусмысленное положение губернатора.
Законодательному Собранию Карелии я давать советов не берусь. Оно само регулярно ставит себя в двусмысленное положение.
Что будет дальше, более-менее понятно. «Справороссы» будут «пробивать» референдум, их противники начнут активно эту идею «топить». Тем временем в судах будет разбираться вопрос, легитимно ли решение Горсовета об объединении, как и последовавшее за ним решение сессии ЗакСа. Уступать никто не намерен.
Кстати: мы указали, что сторон в конфликте как минимум шесть. Шестая – это жители Хелюля, про которых все забыли. Они-то как относятся к грядущему объединению? Как свидетельствует запись на официальном сайте Сортавальского района, на публичных слушаниях 21 марта из 130 зарегистрированных участников 54 проголосовали «за», и 79 – «против».
Но кому это теперь интересно, если даже хелюльский Совет на мнение сельчан наплевал и проголосовал «за»…
Вместо эпилога
Забавное событие произошло после окончания сортавальского митинга. К группе петрозаводских репортеров, одним из которых был председатель Союза журналистов Карелии Георгий Чентемиров, подошли двое мужчин и начали высказывать претензии и угрозы невнятного содержания - об этом напомнил "Фактор". Одного из них мы легко опознали как местного активиста Виталия Рыстова, второго – наиболее агрессивного – впоследствии удалось идентифицировать как сотрудника Музея северного Приладожья Игоря Борисова. Конфликт не успел перерасти в активную фазу, поскольку скандалистов отвели в сторону другие сортавальцы.
В ходе инцидента никто из музейных работников не пострадал.
Фото автора.