МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Карелия

Без палаток и спортпитания: какой оказалась «Нетающая лыжня»

Возрожденный многодневный лыжный поход по итогу стал серьезнейшим испытанием

После долгих споров в Карелии возродили знаменитую «Лыжню Антикайнена», переименовав ее в «Нетающую лыжню». Теперь нужно понять, есть шанс у популярного в прошлом туристического маршрута обрести популярность и дорасти до одного из значимых событий не только в Карелии, но и в России.

Сергей Мелехов, организатор соревнований, "хлебнул экстрима" лично.

«Топтать лыжню»

Более 20 лет массовые лыжные соревнования с названием «Лыжня Антикайнена» пользовалась популярностью.

Как сказал основатель турклуба «Сампо», мастер спорта СССР, заслуженный работник культуры СССР и России Юрий Ланев, «Лыжня Антикайнена» под любым названием потребует серьезной подготовки. Известный карельский турист в интервью с «МК» в Карелии» подчеркнул разницу между «топтанием лыжни» в экстремальных условиях и «финским» подходом к подобным лыжным походам – когда экстремальные ощущения и комфорт идут рука об руку. Причем такой подход был характерен уже для 90-х годов прошлого века. А в 21 веке безопасность и комфорт – это две составляющие, на которых зиждется буквально все.

Ветеран оказался абсолютно прав.

Заключительный этап

В этом году, в условиях пандемии, которая несколько сдала свои позиции, удалось провести первый Фестиваль лыжного туризма «Нетающая лыжня», разделенный на два этапа, один из которых нацелен на любителей, другой – на профессионалов. Первый «любительский» этап прошел на «ура».

Читайте по теме: «Нетающая лыжня открылась: на масс-старт вышло около полутысячи человек».

Второй, самый сложный этап, в виде многодневного похода «по следам Антикайнена», на который решились несколько опытных карельских спортсменов, завершился на этой неделе. Изначально в гонке-походе на 225 и 550 километров собирались поучаствовать 32 человека, в том числе одна команда, помимо Мелехова и Зорнякова, готова была попробовать свои силы на маршруте, который когда-то преодолели антикайненцы, однако капитан команды заболел. По итогу по «следам Антикайнена» отправились всего 11 спортсменов.

Журналистам «МК» в Карелии» удалось своими глазами увидеть финиш гонки-похода на 550 километров. Напоминаем, что стартовал многодневный «марш-бросок» со станции Масельгская Медвежьегорского района и завершился в деревне Кимасозеро Муезерского района.

Казалось бы, экстремальным путешествие должно было стать только для организатора фестиваля «Нетающая лыжня» Сергея Мелехова и депутата карельского Заксобрания Тимура Зорнякова – единственных, кто решился пройти маршрут целиком.

Усталые, но довольные Мелехов и Зорняков

Но далеким от комфорта путешествие стало даже для карельских журналистов. В три часа ночи мы выехали из Петрозаводска. Затем семь часов в пути под однотипный пейзаж: снег, сосны, заснеженные болота. Часть пути пролегала по дороге «боли» – Кочкома – госграница, испещренной ямами. Завершался путь в Кимасозере.

Не то уснувшая, не то вымершая деревня с красивыми пейзажами, большим количеством дач и автомобилей, перемежающихся с «развалюхами», типично сельским магазином, хорошо подходит для того, чтобы забыть о городской суете и мало – чтобы провести там масштабный спортивный праздник.

Кимасозеро

Кимасозеро

Кимасозеро

Кимасозеро

Кимасозеро

Кимасозеро

Кимасозеро

Кимасозеро

Выводы сделаны

Но именно в Кимасозере, испытав на себе все тяготы многодневного похода по карельской тайге, уставший, но не сломленный Сергей Мелехов поделился впечатлениями, сделанными на собственном опыте, а также планами на будущее.

Самый главный вывод – уход от идеализации образа «Красного Тойво».

–  Для нас, организаторов, «Лыжня Антикайнена» – это те соревнования, которые проводились в советское время, - рассказал он. –  Мы не вспоминаем довольно спорную историю самого похода «красных» лыжников. Бытует мнение, что Антикайнен прошел 550 километров за десять дней. Мы прошли за 11 дней более 400 километров. Маршрут тот же самый, но километраж другой. Вместе с тем в советское время существовали прекрасные соревнования по спортивному туризму. Именно их мы и хотим возродить.

Читайте по теме: «Рейд на Кимасозеро: как финны оценивают поход курсантов Антикайнена».

По мере движения лыжникам приходилось вносить и другие важные коррективы.  Так, чтобы обезопасить всех участников гонки для профессионалов, в какой-то момент Мелехов и Зорняков вышли на трек на 225 километров. Стокилометровый разрыв между участниками мог создать проблемы для снегоходчиков, которые «тропили» путь и следили за тем, чтобы спортсмены благополучно добрались до финиша. Связь была далеко не везде.

Учитывая значительную протяженность маршрута, от идеи ночевать в палатках лыжники также отказалась: – Мы с Тимуром спрогнозировали свой маршрут так, чтобы останавливаться в более ли менее теплых местах, к примеру, в охотничьих домиках. В  планах – разделить маршрут на этапы, и каждый из них привязать к населенным пунктам. Это важно в том числе и для лыжников-одиночек, которые будут знать, что по итогу каждого дня можно рассчитывать на ночлег в тепле.

Также лыжники на третий день пути полностью отказались от спортивного питания для подкрепления сил, так как поняли его неэффективность. Спорпит заменили на бутерброды и шоколад. Одним из серьезных испытаний для спортсменов стали перепады погоды. Температура постоянно менялась – с +4 градусов до – 30 и ниже. Когда это происходило резко, переставали «работать» мембранные куртки – они покрывались коркой льда и не держали тепло. Не работало снаряжение: «вставали» лыжи, не готовые к морозу, а наледь на лыжах – конец скорости.

К счастью, удалось избежать встреч с дикими зверями. Рассказывает Мелехов: «Ребята-снегоходчики встречали лосей, видели следы волчих стай, рыси, но к нам звери не выходили. Лишь зайцы по вечерам, когда темнело, выбегали на дорогу. А так встречались в  основном птицы. Куропатки, рябчики, глухари, тетерева из-под снега выпрыгивали, когда мы шли».

В целом, по словам организатора, маршрут оказался сложнее, чем казалось изначально – как и предупреждал Ланев. Но от идеи вывести соревнования на новый уровень и сделать брендом  Сергей Мелехов не отказался.

Карелия в «топе»

Пандемия коронавируса превратила Карелию в своего рода туристическую Мекку. В «топе» так называемый «святой трегоугольник»: Кижи, Валаам, дорога на Соловки. Мраморный каньон «Рускеала» также полюбился туристам. Путешествие на «Рускеальском экспрессе», созданном по образцу «Николаевского экспресса», с вагоном-рестораном в царском стиле – еще одна карельская «изюминка», от которой захватывает дух.

Читайте по теме: "Что показывают в зимней Рускеала, и как разворачивают паровоз"

Природа и история сейчас в цене, но не только: все большую популярность в наше время набирает спорт. Болеть за ЗОЖ, правильно питаться, придерживаться модных диет, покупать абонементы в бассейны и фитнес-залы – значит, соответствовать веяньям времени. И еще один интересный феномен заключается в том, что, помимо наигранной любви к спорту (тысячи фотографий из фитнес-залов и брендовая спортивная одежда), появилась тенденция на спорт с приставкой «ультра». Снова все больше людей стремится бросить вызов себе, и чем выше нагрузки, чем сложнее дистанции – тем престижнее и интереснее.

Здесь Карелия тоже старается не отставать: из того, что приходит в голову навскидку – полумарафон с карельским колоритом «Карьяла» с медалями из шунгита и калитками (на калитках, иван-чае и красной рыбе держится карельский туризм), заплыв на открытой воде «Кижи SWIM», Чемпионат России по зимнему плаванию в Петрозаводске (закаляться и купаться в ледяной воде – тоже модно), велозаезд вокруг Онежского озера – 700 километров на велосипедах – за четыре дня. Список подобных «активностей» практически неисчерпаем. Проверка на прочность, «национальная составляющая» и изумительная природа «без ГМО», а все вместе – карельский продукт, который находит своего ценителя.

Сейчас на наших глазах рождается, но правильнее сказать – возрождается – еще один фестиваль, который со временем может превратиться в новый бренд Карелии. Нельзя не отдавать себе отчет, что словосочетание «карельский бренд» за последние годы набило оскомину у жителей республики. Клубника, мармелад, ряпушка, калитки, добрый десяток мероприятий, в том числе и спортивных, – порой возникает ощущение, что бренды возникают из воздуха, и потом так же быстро и незаметно в воздухе растворяются. И пока невозможно предугадать, выйдет ли лыжный фестиваль с историей – несколько неоднозначной – на новый  серьезный уровень или останется хорошим республиканским состязанием, которое местные жители воспринимают «на генетическом уровне».

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах