Кто станет "вторым после Парфенчикова" в карельской политике

Статусы политических фигур регионального масштаба в момент и по окончании губернаторских выборов могут распределиться самым причудливым образом

Итак, Артур Парфенчиков официально объявлен кандидатом в карельские губернаторы. И в ближайшее время мы поймем, не превратятся ли грядущие выборы в некое подобие театральной читки. Это когда актеры не играют, а просто по ролям читают текст, хоть и с выражением. Вроде бы тоже театр, а магии нет: игра уступает место драматургии.

Статусы политических фигур регионального масштаба в момент и по окончании губернаторских выборов могут распределиться самым причудливым образом
Рисунок Алексея Меринова

Основной игрок

Главной интригой предстоящих выборов будет совсем не фамилия победителя, она и так всем известна. Никому не приходит в голову сомневаться, что победит Артур Парфенчиков. За четыре месяца, что он руководит регионом в качестве временно исполняющего обязанности главы, он снискал себе славу спасителя отечества (дело «сунских партизан»), утешителя страждущих (Медвежьегорский молокозавод) и защитника угнетенных (скандальное увольнениередактора агентства «Республика»). Его главное отличие от всех предшественников – прямое общение с населением через социальные сети и, следовательно, знакомство с проблемами «из первых рук». Плюс постоянные поездки в районы и на проблемные предприятия, где, опять-таки, прямое общение с людьми. А люди это любят.

Никаких серьезных просчетов на новом посту Артур Олегович пока, на мой взгляд, не совершил. Повторюсь: сомнений в том, что выиграет он, нет. Вопрос – как это будет сделано.

Проблемой оказалась оборотная сторона медали. Все настолько уверены в победе кандидата от «Единой России», что идти на выборы смысла не видят. Порог явки отменен, порог голосования отменен, графа «против всех» отменена… В результате наш генерал, конечно, получит свой триумф – но, похоже, при весьма низкой явке. И проведенная его штабом через Заксобрание поправка, продлевающая время голосования на два часа, большого влияния на результат не окажет. Практика показывает, что люди голосуют либо утром или максимум после обеда, либо не приходят на участок вообще.

Единственная возможность хоть как-то привести людей к избирательным урнам – наличие конкурента. Сторонники альтернативного кандидата, безусловно, проявят гражданскую ответственность и пойдут голосовать. Тогда и электорат партии власти должен будет мобилизоваться не по разнарядке, а в силу необходимости. Но в том-то и дело, что такого конкурента пока нет.

«Не вижу соперника!»

В желании обезопасить свое положение нынешняя власть обманула сама себя. Она ввела муниципальный фильтр. Теперь любой, кто желает выставить свою кандидатуру на выборах руководителя нашего региона, должен заручиться письменной поддержкой не менее чем 7 процентов районных депутатов или руководителей районов, причем не менее чем в трех четвертях субъектов республики. Понятно, что в Карелии, где «Единая Россия» победила везде и всех, собрать необходимое количество подписей просто невозможно. Остаются только кандидаты от парламентских партий.

В нашем регионе список партийных кандидатов практически сформирован: Николай Тараканов от «Родины», Ольга Ильюкова от «Патриотов России», Евгений Ульянов от КПРФ, Елена Гнетова от  «Партии роста», Евгений Беседный от ЛДПР. Карельское «Яблоко» от своих губернаторских амбиций вроде как отказалось. Интересно, почему? Ведь протестный электорат лучше всех смогла бы собрать именно Эмилия Слабунова...

Объяснений могу предложить два. Первое: сознавая, как двусмысленно будет выглядеть победа Парфенчикова при низкой явке, «яблочники» решили насладиться этим зрелищем – самим-то победы все равно не видать. Ну - и использовать этот козырь в дальнейших перепалках с избранной властью: мол, за вас народу-то голосовала горстка... Они сами испытали на себе весомость этого аргумента, когда выяснилось, что  на выборах петрозаводского мэра за Галину Ширшину отдали голоса, в абсолютных цифрах, всего несколько процентов населения города.

Но мне кажется более реалистичным второе объяснение: Слабуновой велел не выходить на дистанцию идейный и финансовый вдохновитель карельского «Яблока» Василий Попов. Похоже, опальный политик, получивший в Финляндии политическое убежище, решил замириться с правящей элитой.

Впрочем, ситуация может и измениться. Об этом на днях сообщил ТАСС основатель партии, глава ее политического комитета Григорий Явлинский. "Мы ведем переговоры о выдвижении губернаторов в Петрозаводске и Перми», - заявил он. – «Идет проработка этих вопросов. Мы партия демократическая, если есть претендент, то он будет рассмотрен". 

В отсутствие «яблочников» протестный электорат мог бы склониться в сторону коммунистов, но в «красных» рядах настал такой разброд и шатание, что в глазах рябит. Безусловно, нынешний лидер карельского КПРФ – человек харизматичный, но одной харизмы мало. Разогнав «старую гвардию» - Хямяляйнена, Меркушева, Степанова (которые, впрочем, до этого успели перегрызться между собой), Ульянов тем самым заставил отвернуться от себя их сторонников. А новой коммунистической поросли что-то не видать, да и с районами у нынешней партийной верхушки, похоже, связи разладились окончательно. Результат: самораспустилась костомукшская «первичка».

Так что если Ульянов и соберет голоса, то не за большевистскую идеологию, а за себя лично. Но вот только личного политического веса он пока набрать успел совсем немного – как и все остальные «участники забега». И тут все взоры обратились на Ирину Петеляеву.

Зигзаг удачи

На сегодняшний день карьеру лидера карельских «справороссов» нельзя назвать складывающейся удачно. Торжественно попрощавшись с коллегами по Заксобранию в мае прошлого года, она (со второго захода) перебралась в Госдуму, но уже через пол года вернулась обратно в республиканский парламент. Причем обычным депутатом, без всяких должностей – и, соответственно, без зарплаты. И вот появляется новость, что руководитель всея «Справедливой России» Сергей Миронов провел некие переговоры, результатом которых стал пакт: Петеляева не баллотируется в губернаторы, а взамен новый губернатор отправляет ее в Совет Федерации от исполнительной власти республики (от законодательной там уже заседает Игорь Зубарев). Как уже сообщили некоторые СМИ, сама Ирина Владимировна категорически «за».

Что ж: лидер «справороссов» могла бы собрать вокруг себя некоторую часть протестного электората, но, по моему мнению, часть весьма небольшую. Ее авторитет в Карелии изрядно пошатнулся после провальных для партии выборов прошлого года. Угрожать победе кандидата от «ЕР» она точно бы не смогла, а вот выступить в роли видимой всем альтернативы – вполне. Так зачем же отодвигать ее от выборов в условиях дефицита конкуренции? Карельским «единороссам» это точно не выгодно.

Кроме того, не будем лукавить: сенаторство в России – это должность, которой добиваются многие. И зачастую она является своего рода наградой за заслуги (Сергей Катанандов – лучший тому пример). У Ирины Петеляевой перед новой командой заслуг нет никаких – в отличие от некоторых других карельских политиков. Даже Худилайнен, которому действительно нужна была поддержка Петеляевой, в свое время предложил ей всего лишь кресло замминистра образования республики. Отправлять же Ирину Владимировну на Большую Дмитровку губернатору Парфенчикову нет никакого резона. Так что если такое все-таки произойдет, это будет точно не результатом некоей торговли между карельским губернатором и «Справедливой Россией».

Все куда проще. Переговоры ведутся в Москве, и разменной монетой стали выборы ярославского губернатора. Есть версия, что «справороссам» в обмен на снятие их кандидата дадут возможность усилить свои позиции в Совфеде. И, возможно, за счет Петеляевой. Но никакие решения пока не приняты, а если и будут приняты – их в любой момент могут отменить. Еще даже не состоялась конференция карельского отделения "СР", на которой должен быть определен кандидат на губернаторское кресло.

Скрытый интерес

То, что предвыборные баталии у нас сегодня отсутствуют как таковые, тоже является следствием полного доминирования кандидата от «ЕР». Соперники просто не знают, как с ним конкурировать, и кандидатуры выдвигают явно для «галочки». И тем самым совершают ошибку.

По большому счету «рубиться» все оставшиеся кандидаты будут не с Парфенчиковым, а между собой. Кому отдадут голос те, кто ни при каких обстоятельствах не захочет голосовать за партию власти? Кто в результате станет главным носителем оппозиционной идеологии? Кто в Карелии политик №2? На все эти вопросы будет дан ответ 10 сентября. И упускать возможность вписать свою фамилию напротив фамилии избранного губернатора – политическая близорукость.

Возможно, партийные лидеры вспомнят, что на следующий день после губернаторских выборов стартует подготовка к выборам следующим, и начнут, наконец, бороться за победу. В противном случае избиратель просто потеряет к ним интерес, причем уже навсегда. Никто в последующем не станет болеть за команду, которая не приложила никаких усилий для победы.

...Между тем над региональными политическими лидерами нависла тень извне: о своих политических амбициях в Карелии заявил небезызвестный петербургский бизнесмен Игорь Алпеев. Судя по нашим данным, человек это весьма серьезный, как и люди, стоящие за ним. Так что, как говорили хоккейные комментаторы 70-х, игра приобретает интерес...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 21 июня 2017

Заголовок в газете: Второй после Парфенчикова

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру