"Одуванчик-Обдуванчик-Одуван»
В начале 70-х годов возле Центрального рынка на улице Антикайнена было построено по тем временам суперсовременное двухэтажное здание комбината кулинарных изделий "Колос" с развлекательно-питательным заведением на втором этаже.
Сегодня, пожалуй, никто из его бывших посетителей не сможет дать точную оценку: был ли это ресторан, кафе или закусочная. Но заведение, где иногда по вечерам играл оркестр, в народе тут же, благодаря комедии "Бриллиантовая рука", окрестили "Одуванчик", а потом и просто "Одуван". К сожалению, фото этого примечательного заведения не сохранилось.
В этом кафе по вечерам расслаблялись усатые дяди в кепи-аэродродромах, с особым национальным менталитетом, торговавшие днем на рынке дорогими цветами и скупавшими за бесценок золото. Может, поэтому заведение не вызывало симпатий у обывателей, зато привлекало внимание местных криминальных кругов. Без драк здесь не обходилось.
Впрочем, вспоминают наши читатели, называли это место и «Обдуванчик». Потому что здесь нередко «обдували» - обсчитывали. Впрочем, это было повальным явлением и в других местах.
Оплот иноземщины
Этот ресторан, как и сама гостиница, был построен к 1939 году. В 70-х годах гостиница считалась местным "Интуристом".
Заморские гости, в то время на 90 процентов представленные финнами, вырвавшимися из своих "сухих и моральных запретов", гуляли в гостинице и ее ресторане, напиваясь до изумления. А потом выходили, точнее, выползали на променад. Девочки (уже не в пэтэушной одеженке, да и возрастом постарше) охотно шли с ними в номера, а малолетки преследовали "чухонцев", выпрашивая сигареты и жвачку. А также рылись в мусорных баках гостиницы в поисках красивых пивных банок.
Откушивали в ресторане "Северный" и знаменитости той эпохи - как сами по себе, так и на торжественных приемах. Среди именитых гостей в 1960-70 годы были государственные деятели: Отто Куусинен и Алексей Косыгин, артисты Махмуд Эсамбаев, Нонна Мордюкова, Николай Крючков.
В те времена погулять в этом роскошном двухэтажном ресторане с первым в республике баром для иностранцев было далеко не по средствам рядовому гражданину. А уж если удавалось устроить свадьбу или юбилейный банкет - воспоминания оставались на полжизни.
Читайте по теме: «Как и почем петрозаводчане гуляли свадьбу в 1964 году»
И все-таки, несмотря на дороговизну, заведение по вечерам было переполнено представителями "высшего общества» - людьми с толстеющими кошельками, а то и вовсе бандитами.
В 1992 году двое японских корреспондентов одного из крупнейших в мире информагентств «Киодо Цусин», впервые удостоивших вниманием Карелию, пригласили меня для интервью в свой номер гостиницы "Северной". А потом мы попробовали попасть в ее ресторан поужинать, но оказалось, что даже для постояльцев нет мест. Пришлось идти в шашлычную "Кавказ", где я потратил все время ужина на объяснения въедливым японцам, почему у нас в ресторанах нет свободных мест. Что они потом написали - не ведаю...
Кафе "Юность": «Czerwone gitary» - forever!
Учитывая, что проспект Ленина был центром увеселительной жизни Петрозаводска, остается вспомнить еще тройку мест отдыха трудящихся. Одно из их - кафе "Весна", расположенное в здании напротив гостиницы "Северная", в типичной "хрущевке". Несмотря на столь привлекательное название, оно не шибко пользовалось популярностью у петрозаводчан из-за чересчур простецкого интерьера и скудного меню. Но вот что интересно: в годы Перестройки помещение арендовал пожилой грузин и назвал его "Лугела". И хотя там была прекрасная кавказская кухня (особенно мне запомнилось ароматное харчо), горожане ее не оценили, и "Лугела" закрылась.
В 1976 году на углу проспекта Ленина и улицы Андропова появилось неординарное для общепита Петрозаводска заведение, именуемое шашлычная "Кавказ".
Интерьер ее был карельско-кавказско-брутальный: с массой дерева и чеканки. Эпицентром являлся "камин", который венчала мощная голова не то буйвола, не то тура.
Очаг в те времена был декоративным, как в лачуге папы Карло, и в нем никогда не горел огонь, но для горожан, хотя они не видели, как жарится мясо (и кому оно принадлежало), все-таки это была экзотика. И для меня тоже, пока с потолка в бокал с шампанским моей любимой не упал банальный живой таракан. Должен признать, что напиток тут же заменили, но с тех пор в шашлычную я ни ногой...
Спускаемся еще ниже по проспекту Ленина. В 60-х годах в доме №10 открылось кафе "Юность". И, в отличие от "Весны", оно сразу же привлекло к себе внимание молодежи, в основном, студентов.
Чем мне запомнилось это заведение: удивительным для того времени польским музыкальным автоматом. Бросишь в него монетку, нажмешь на клавишу, где указана желаемая песня, "робот" на твоих глазах выберет пластинку, поставит ее на диск проигрывателя... И вот волшебные по тем временам звуки польских ВИА - "Скальды" или "Червоны гитары" - с милыми "пше" в вокале! Ах, сколько денег я потратил на романтическую «Nie spoczniemy» -"Не успокоимся" с ее прекрасной, достойной битлов, мелодией, или «Biały krzyż» - "Белый крест", как потом выяснил, очень патриотичной и трагической для поляков песни...
Читайте далее: "По-царски и по-советски: каким был самый необычный ресторан Петрозаводска"
Редакция благодарит Яну Семенову за предоставленный фотоархив ее отца - фотожурналиста Бориса Семенова.