Почему форелеводам в Карелии не выдали рыбоводные участки

Победила не идеология, а бюрократия: у заявителей нет нужных документов

Последняя республиканская комиссия по распределению рыбоводных участков в Карелии закончилась неожиданно: все 5 заявок было отклонено. Но, как выясняется, это вовсе не означает, что правительство республики в форелевом вопросе перешло на сторону общественности.

Победила не идеология, а бюрократия: у заявителей нет  нужных документов

Противостояние форелеводов с местным населением в нашей республике длится с 2014 года, когда кондопожане отстаивали озеро Сандал. С бурным развитием отрасли, начавшемся после 2017 года, количество скандалов стремительно увеличивается. В Пикяранте жители выступили категорически против организации форелеводческого хозяйства в акватории залива Ууксунлахти на Ладожском озере. В рунопевческой деревне Войница население еле отбилось от навязчивых форелеводов, пришлось пройти через несколько судов. Жители Суоярвского и Питкярантского районов собрали более 700 подписей, требуя не выделять рыбоводные участки на озере Суйстамо. В старинной деревни Суйсари люди не дают устроить у себя под боком рыбоводческое хозяйство.

А в ситуацию, возникшую в деревне Ватнаволок Кондопожского района в связи со строительством рыбоводческого хозяйства, и вовсе вынужден был увмешаться лично губернатор.

Читайте по теме: "Парфенчиков призвал к диалогу рыбоводческое хозяйство, муниципалитет и жителей Ватнаволока"

Претензии к форелеводам одни и те же: в погоне за сокращением расходов они стараются обустроить свои хозяйства как можно ближе к дорогам и коммуникациям, а значит – к населенным пунктам. Продукты жизнедеятельности рыбы и химия из корма, по мнению людей, отравляет озера. С ними согласны и ученые.

Читайте по теме: "Ученые не знают, кто назвал безвредным разведение форели в Ладоге"

- Все дело в контроле, - считает председатель Союза рыбопромышленников Карелии Илья Раковский. – Выделяя рыбоводный участок, государство подразумевает, что в садке будет содержаться именно то количество рыбы, которое указано в заявке. Для этого в процессе запуска форелевого хозяйства рыбоводы должны получить от одного из научных институтов рыбоводно-биологическое обоснование. В нем на основе гидрологических и гидрохимических особенностей водоёма даётся чёткая рекомендация по разрешаемому объему выращивания.

По словам Раковского, большинство карельских форелеводов соблюдают эти правила, поэтому и работают так долго (первые форелевые хозяйства в республике появились еще в 1992 году – ред.). Но есть предприниматели, которые в погоне за сиюминутной выгодой готовы удвоить заявленное количество. Именно это убивает маленькое озера, не готовые к такому количеству отходов. Но как контролеру подсчитать, сколько в садке рыбы? Тонкости проверок законодательством не урегулированы.

В большинстве конфликтов государство, в лице регионального министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства, выступало на стороне форелеводов. Это объяснимо: чиновникам по должности положено содействовать развитию отрасли, а не вникать в беды местного населения. На фоне этого отказ в предоставлении РВУ выглядит событием неожиданным.

Впрочем, это лишь на первый взгляд. Как рассказал нам Виталий Артамонов, председатель Ассоциации форелеводов Карелии, на самом деле новых участков не выделялось уже два года. И виноваты в этом сами заявители: они просто не предоставляют необходимых документов. В частности – указанное выше рыбоводно-биологическое обоснование, а также согласие местных жителей, что с прошлого года также стало необходимым условием.

"Для заявителей не должно было быть никаких сюрпризов, потому что качество подготовки материалов удручает", - говорит Артамонов.

Впрочем, даже отказывая в выделении РВУ по формальным обстоятельствам, комиссия "другой рукой" делает весьма странный и опасный жест – об этом говорит председатель общественной природоохранной организации "Сандал" Виктор Гусев. Еще до изменения законодательства в республике были сформированы участки без необходимых теперь согласований. И министерство постоянно выставляет их на торги.

"Они были приняты в 2000-е годы без научных заключений и без мнения жителей, и они до сих пор есть в обойме Минсельхоза, - указывает Гусев. – "Мы сейчас думаем, куда выйти с инициативой, чтобы эти участки или расформировали, или убрали в долгий ящик. Раз уж они есть, кто-то их "пробил" – давайте по ним тоже проводить слушания".

Впрочем, сейчас у экоактивистов другая головная боль: часть их любимого озера Сандал снова готовы пустить под новое форелевое хозяйство, заявка на это будет рассматриваться на комиссии 14 марта. Уже идет сбор подписей под петицией с требованием этого не допустить. Впрочем, по нашим данным, бояться местным жителям пока нечего: никаких рыбоводно-биологических обоснований на заявленные участки никто не готовил.

Но это не значит, что их не подготовят в будущем.

Читайте по теме: "Жители Карелии выступили против появления форелевой фермы на чистом озере"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру