Как в Карелии выбирали Законодательное Собрание: часть первая

Вспомним события и нюансы пятилетней давности

Выборы в Законодательное Собрание Карелии в 2016 году с разгромным счетом выиграла «Единая Россия»: давайте снова проанализируем, что привело к такому результату.

Вспомним события и нюансы пятилетней давности

В преддверии кампании-2021 представителей карельских отделений различных партий собрал за одним столом политолог Олег Реут, чтобы проанализировать, в чем заключаются отличия нынешних выборов.

Читайте по теме: «Политические партии Карелии столкнулись с нехваткой избирателей и кандидатов»

Но для сравнения необходимо вспомнить, как это было 5 лет назад.

Итак, сентябрь 2016 года. Только что закончилось голосование за кандидатов в Госдуму, в Заксобрание и в местные Советы, включая петрозаводский. Депутатом российского парламента стала Валентина Пивненко, более чем в два раза обойдя ближайшего претендента - «справоросса» Ирину Петеляеву, и в два с половиной – коммуниста Бориса Кашина.

Парламент Карелии стал «единороссовским»: представители этой фракции заняли 23 из 36 кресел (которых с этого созыва в Заксобрании только 36). Все остальные  - ЛДПР, КПРФ, СР и «Яблоко» - получили по 3 мандата. Ввиду подавляющего большинства партии власти дискуссии стали бессмысленными. Как и в Петросовете, где команда «Единой России» заняла 18 мест из 28 возможных.

Что стало основой такого успеха ЕР? Оглядываясь назад и анализируя все, что происходило после, приходим к выводу: это была не победа «партии власти», и даже не поражение оппозиции. Она просто саама рассыпалась из-за собственных дрязг. Началось это еще за пару лет до выборов.

По размеру фракции второе после ЕР место в Заксобрании занимала «Справедливая Россия»: 12 полновесных депутатов. Без мнения этого объединения в республике невозможно было решить ни один вопрос, всегда приходилось договариваться. Впрочем, как мы все поняли задним умом, договоренности правительство Александра Худилайнена строило не с фракцией, а лично с Ириной Петеляевой, что ее однопартийцы поняли слишком поздно. Да и все остальные тоже.

Еще дружная карельская "Справедливая Россия"

Точкой невозврата стало голосование по вопросу выборов местных глав: избирать ли их вновь всенародно, или закрепить укоренившуюся систему назначения (это предлагал Худилайнен). Оппозиция – «Яблоко», КПРФ и СР - согласовано решили голосовать за первое. Для того, чтобы быть принятой, инициатива губернатора должна была набрать 26 голосов, чего произойти не могло: присутствующие в зале «единороссы» вместе с союзниками имели только 23 голоса. И вдруг – 26 «за»…

Как выяснилось, одним из проголосовавших вразрез с фракционным решением оказался «справоросс» в ранге вице-спикера Заксобрания Алексей Гаврилов. Но «двурушника» не только не исключили из партии – Ирина Петеляева забрала его с собой в Москву, когда отправилась работать в центральный партийный аппарат. С предателями так не поступают. Значит, Петеляева ожидала от Гаврилова такого поступка, и более того: скорее всего, она и поручила ему так поступить.

Естественно, все поняли, с кем договорился Худилайнен. К новым выборам из партии побежали люди, а электорат отшатнулся. В результате на выборах пройти в ЗС удалось только троим.

Похожая история случилась с коммунистами, которых в Заксобрании было немногим меньше. Там тоже нашлось двое ренегатов – Николай Афанасьев и Валерий Колоушкин. С ними партия распрощалась, но спасти карельское отделение КПРФ от стремительного падения авторитета уже ничего не могло.

Еще благостные карельские коммунисты

Дело в том, что в июне того же 2014 года в республиканском отделении сменилось руководство: вместо Павла Хямяляйнена к власти пришел Евгений Ульянов, а вместе с ним – «молодая поросль», вошедшая со своими предшественниками в жесткое противостояние. В результате из партии, в лучших коммунистических традициях, вычистили всех неугодных - Александра Меркушева, Ларису и Александра Степановых, а самого Хямяляйнена даже в реском не допустили.

Но последний гвоздь в крышку будущей фракции забил молодой, но отлично узнаваемый карельский коммунист Владимир Саманюк: в октябре 2015-го он влип в сексуальный скандал, да еще и с несовершеннолетней. Уже тогда результат будущего голосования стал предсказуем: как пускать во власть людей, которые не могут сохранить единство и ленинское целомудрие в собственных рядах?..

Так две крупнейшие после ЕР фракции Заксобрания «сдулись» до почти номинального представительства. И последующие события показали, что это было не происками врагов, а закономерностью. «Справороссы» произвели революцию, вырвавшись из крепких объятий Ирины Петеляевой, но сохранив старый костяк – и сразу после этого начали движение вверх, победа на выборах в Сортавала тому пример.

Коммунисты, наоборот, продолжили агрессивную политику как внутреннюю (чистки и радикальное обновление), так и внешнюю - никаких компромиссов с властью. В результате немедленно вырастили очередного «двурушника»: Валерий Шоттуев, безостановочно поддерживающий все, что предлагала «Единая Россия», был исключен из партии, но благополучно числится во фракции КПРФ…

Продолжение следует.

Фото Максима Берштейна.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру