Социальный фундамент
Что же заставило объединиться две силы? «Речь идет об объединении усилий КПРФ и Профсоюзов для содействия развитию реального сектора экономики, обеспечения индексации заработной платы, пенсий и стипендий в Карелии на процент не ниже инфляции», - говорится в сообщении пресс-службы профсоюзной организации. «Кроме этого, в общие задачи входит содействие в оптимизации налоговой системы и межбюджетных отношений для выплаты «северных» льгот и гарантий за счет федерального и регионального бюджетов».
Но это все общие слова, а искушенный избиратель должен видеть реальное действие. Таковым может стать решение реальной проблемы, которую тоже найти непросто. Но Илье Косенкову минувшей весной это удалось: скандал с «антинародными законопроектами» раздул именно он. Напомню вкратце: профсоюзный лидер обнаружил в недрах регионального министерства здравоохранения и социальной защиты некие проекты законов, существенно затрудняющие существование пенсионера в Карелии. В них предлагалось поменять порядок присвоения звания «Ветерана труда РК» - возрастной стаж для его получения увеличивался на 5 лет. Общий же стаж на территории республики должен будет составлять 25 для мужчин и 20 лет для женщин.
Поскольку законопроекты имели место быть, и отрицать этого было невозможно, у профсоюзов появилась четкая и ясная цель: не допустить. Под этим лозунгом они провели Первомай, эту идеологию заложили в основу соглашения с коммунистами, с этим флагом пойдут на выборы. И напрасно карельские власти пытаются докричаться до масс, что все это только «бумажки», и ничего подобного правительство вносить в Законодательное Собрание не будет (кстати, поздно кричать начали). Вопрос коснулся самого пугливого и одновременно самого внушаемого электората: пенсионеров. Для них теперь Косенков – надежда и спасение, пусть даже непонятно, от чего.
Новые горизонты
Как только вопрос касается защиты масс, просыпаются коммунисты – прямо как в игре «Мафия». Алые стяги взметнулись над «косенковскими законопроектами» практически сразу, но никто не ожидал, что дело дойдет до официального предвыборного союза. Это соглашение, на мой взгляд, было самым умным решением большевиков со времен введения НЭПа: они получили лидеров.
Последние годы карельское отделение КПРФ методично заколачивало изнутри собственный гроб.
Старая коммунистическая гвардия Карелии: не осталось никого. Фото: kprf.ru
Сначала команда Евгения Ульянова «сковырнула» Павла Хямяляйнена, матерого человечища и узнаваемого политика. Затем был выдворен из партии ультрахаризматичный Александр Степанов, бунтарь и умница (за исключением периодов приступов острого сталинизма). Потом КПРФ рассталось с Александром Меркушевым, обладающим фантастической способностью говорить убежденно и ясно, только непонятно, «за» или «против». Последней каплей стал арест, а после приговор редактору партийной газеты Владимиру Саманюку. Учитывая, что предметом судебного разбирательства были шашни коммуниста с малолетками, краснознаменный плакат вообще превратился в этюд в постельных тонах…
Одним словом, карельские коммунисты остались без узнаваемых лиц. За исключением Романа Силина, но тут есть ограничения.
Роман Силин
Коммунистам нужен этакий матрос в бескозырке, горящий и бескомпромиссный, готовый сдохнуть, не бросив идеологического пулемета. А Роман все-таки цивилизованный бизнесмен, спокойный и в очках, который отлично сможет руководить фракцией, но «не силен на митингах», в пику собственной фамилии.
И вот теперь карельское отделение КПРФ получает Илью Косенкова – яркого, веселого, знающего большинство ходов и выходов в коридорах карельской власти, с профессионально подвешенным языком. Попробуем определить, зачем это понадобилось ему самому.
Трибуна как рабочее место
Вполне возможно, что следующие перевыборы руководства карельских профсоюзов станут для Ильи Косенкова фатальными. Он с трудом усидел в кресле на последней отчетно-выборной конференции, прошедшей в декабре прошлого года. Тогда доклад Игоря Шакшина, председателя контрольно-ревизионной комиссии (КРК) объединения профсоюзов, касался деятельности именно председателя. В частности, говорилось о «золотых парашютах», выплачиваемых увольняемым работникам аппарата (независимо от причин увольнения), о сокращении более чем в два раза кассы «на черный день» (с 9,5 миллиона в 2010 году до 4 миллионов рублей в 2015-м), о незаконном увольнении работников, о выдаче все тем же клеркам от профсоюза (в том числе самому председателю) беспроцентных ссуд на весьма внушительные суммы, о предбанкротном состоянии, о неэффективном управлении профсоюзной собственностью, и так далее.
Коллеги большинством голосов решили простить своему лидеру финансовые шалости, но второй раз такая «халява» вряд ли прокатит. А в случае своего переизбрания Илья Сергеевич вполне может остаться без работы.
Ведь последние 12 лет, с момента избрания председателем профкома ПетрГУ, Косенков занимался только политикой. Вряд ли знания, которые перед этим он получил на математическом факультете, а после в Московской высшей школе социальных и экономических наук, до сих пор актуальны. Косенков стал политиком профессиональным, и теперь ему нужно искать новую работу. Самая непыльная из доступных – Законодательное Собрание Карелии: здесь вообще можно не появляться на рабочем месте, уволить тебя не могут. Впрочем, это в теории, потому что Илья Косенков как раз будет торчать на такой работе с утра до вечера – уж больно деятельная натура…
Эти ли мысли заставили его заявиться на праймериз «Единой России», или какие-то иные обстоятельства – уже не важно. С праймериз он снялся, а в канун самого голосования в почтовые ящики петрозаводчан легла листовка, с которой на правительство Карелии осуждающе смотрели Ульянов и Косенков, уже вместе. Сдается мне, пакт был заключен именно тогда, оставались лишь формальности.
Командные игры
Конечно, с одним лишь Косенковым, при всей его «раскрученности», во власть не въедешь. Да и поддержка профсоюзов в данном случае еще не гарантирована. Как нам объяснили сведущие люди, абсолютное большинство членов профессиональных союзов Карелии понятия не имеет, что отныне поддерживают КПРФ. К примеру, в профсоюзе работников культуры о заключенном соглашении узнали из новостей.
По идее, пойти на такой шаг Косенкову позволил Президиум профсоюзного объединения, прошедший накануне подписания исторического пакта. Но один из присутствовавших на президиуме людей пояснил нам, что в первичных организациях такой поворот событий не то что не обсуждали – там даже текста соглашения не видели. Так что совсем не исключено, что профсоюзы действия своих руководителей ох как не одобрят.
Впрочем, и на этот случай у большевиков есть выход. Если смотреть на происходящее с точки зрения личных амбиций, то у Евгения Ульянова появился целый список потенциальных сторонников. Предварительное голосование «единороссов» в этом смысле стало некоим ситом, сквозь ячейки которого по тем или иным причинам провалились вполне «калорийные» персонажи. Второе место в данном случае – проигрыш.
К примеру, Дмитрий Макеев, депутат Петросовета, бизнесмен. Снялся с праймериз после скандала с ОНФ, который он обозвал «дурильней» прямо с телеэкрана.
Дмитрий Макеев
Узнаваемое лицо, грамотная речь, опыт работы во власти, обида на «Единую Россию» за устроенную после «дурильни» выволочку. Чем не знаменосец? Правда, такой пассаж был бы из области фантастики – убежденному стороннику партии власти Макееву и без Заксобрания живется вполне сытно.
А вот Павел Сандберг, главный герой «сноса» петрозаводской градоначальницы Галины Ширшиной, проиграв праймериз, остался не у дел.
Павел Сандберг
Нынешнее его положение директора МУП «Электросети» смотрится несколько причудливо, поскольку в энергетике филолог и юрист Сандберг отродясь не работал. Кроме того, Павел явно настроен делать именно политическую карьеру. Иначе чем объяснить его метания между партией «Родина», в которой он зашел сразу в региональный политсовет, и «Единой Россией», ради праймериз которой он из «Родины» вышел? В любом случае, харизма кавээнщика и задор профессионального молодежного лидера делают Сандберга отличным кандидатом в депутаты от любой партии, которой надо что-нибудь разрушить до основанья.
Еще одна потенциальная кандидатура – Григорий Фандеев, руководитель одного из структурных подразделений медиахолдинга «Ника+».
Григорий Фандеев
Имея в принципе твердое экономическое положение, Григорий, тем не менее, пытается утвердиться на почве политики. Как и Санберг, он принимал участие в акциях «Родины» (или она поддерживала его начинания), потом в праймериз – но очков заработал немного, не смотря на богатый политический опыт. Что ж, если партия власти в нем не нуждается – возможно, найдется какая-нибудь другая политическая сила, где он сможет развернуться…
Праймериз отсеяли немало колоритных фигур, истово работавших на власть, но, благодаря открытому голосованию, оставшихся за бортом. Вполне возможно, что кто-то из них чувствует себя преданным. И таких «униженных и оскорбленных» коммунисты могут подобрать немало. Другой вопрос, что никому из этих людей, на мой взгляд, не захочется вступать в открытую конфронтацию с партнерами из высших республиканских эшелонов, пусть даже бывшими. И даже если на их плечах коммунисты триумфально ворвутся в Засобрание, это совсем не значит, что они получат в руки вожжи. Никто не мешает новым депутатам, оставаясь членами фракции КПРФ, голосовать так, как захочется им самим. Или их старым друзьям.