Не все ясно…
Как в минувшее воскресение сообщил на своей странице в соцсети главный редактор партийной газеты «Нам все ясно» Алексей Гаврилов, «Справедливая Россия» сумела собрать необходимое число подписей для участия в выборах на должность руководителя региона.
Если кто не в курсе, напомню: речь идет не каких-нибудь обычных подписях жителей республики, а об автографах муниципальных и районных глав и депутатов. Семь процентов голосов этих людей должен набрать кандидат, чтобы Центризбирком убедился: достоин. Простым гражданам такое значимое дело доверять нельзя. Эта канитель называется «муниципальный фильтр», он призван не допустить во власть людей случайных и каких-нибудь проходимцев. Распространяется он только на выборы глав субъектов федерации. Надо понимать, что проходимец на должности мэра города, депутата Госдумы и даже президента страны – это не так страшно.
Карельские отделения оппозиционных партий последние годы очень прохладно относились к муниципальным выборам - в отличие от «Единой России». Казус в том, что именно из-за них партия власти оказалась с этим фильтром в странном положении. Победив на муниципальных выборах всех и везде, она тем самым вывела в представительную власть подавляющее большинство своих членов и сторонников. То есть тех самых 88 депутатов, которые должны дать рекомендацию конкуренту «Единой России», в республике просто не собрать. И кандидат от «ЕР» оставался на выборах в одиночестве, но отнюдь не в гордом, поскольку любая безальтернативность всегда вызывает отторжение. Как бы Карелия не восхищалась Артуром Парфенчиковым, сознавать, что выбора нам не оставили, довольно противно. Как там у Стругацких: «Но быть обреченным даже на любовь самой славной девушки в мире… может быть крайне неприятно».
И вот – сенсация! Каким-то непостижимым образом лидеру карельских «справороссов» Ирине Петеляевой удалось добыть необходимое количество подписей! Что дало возможность ее сторонникам гордо заявить: «По сути, сегодня Ирина Петеляева стала пока первым и, пожалуй, единственным в России политиком, кому это удалось сделать своими собственными силами».
Тут надо пояснить, что у «СР» в Карелии достаточно мандатов – свыше 80 - чтобы в теории собрать нужные подписи. Но проблема в том, что собрать их нужно на двух третях территории республики - в 14 муниципалитетах. А такого широкого представительства у партии нет. Но, как утверждает Алексей Гаврилов, свои подписи в поддержку Ирины Владимировны поставили, в том числе, представители «КПРФ», «Яблока» и «Единой России».
Альтернатива из кладовки
Вот здесь я не понимаю. Допустим, «яблочники» могли подписаться в пользу кандидата от «СР» просто потому, что их собственная партия карельскими выборами не заинтересовалась (хотя – сколько там в районах этих «яблочников»?). Но коммунисты?! Их региональный лидер Евгений Ульянов сам баллотируется в губернаторы. Подписаться можно только за одного кандидата. И теперь меня пытаются уверить в том, что его однопартийцы отдают голоса конкуренту собственного лидера?..
Сразу после выборов 2016 года такое было возможным. Тогда Петеляева, Ульянов и новоиспеченный «яблочник» Андрей Рогалевич даже создали некий блок «Карельский объединенный фронт в защиту интересов жителей республики». И заявили о намерении выдвинуть единого кандидата на выборы главы Карелии. Но потом Москва прислала Парфенчикова, и планы изменились. Уже весной коммунисты заявили о том, что идут на выборы самостоятельно, «Яблоко» с умным лицом молчало, а «справороссы» пытались торговаться за Совет Федерации. Каждый за себя.
Так что если выбросить лозунг «Карельские коммунисты - за Петеляеву», нужного количества подписей никак не набирается. Так кто же поддержал лидера «СР»? Самовыдвиженцы-беспартийные? Такое возможно – но зачем им ставить на «справороссов»? Последние выборы в Карелии были для «Справедливой России» явным провалом. Фракция в Заксобрании съежилась до трех человек, люди из нее побежали… Зачем поддерживать неудачников, когда в списке есть еще шесть кандидатов? Тот же Ульянов, который сегодня претендует на выразителя мнения оппозиции – в то время как членов фракции «СР» не слышно, не видно. Александр Федичев - в Москве, Виктор Степанов - в Москве, Ирина Петеляева хочет в Москву... Да и никаких следов объединительной работы «справороссов» в республике в последнее время не наблюдалось.
Вывод один: за кандидата "СР" расписалась партия власти. О чем сама Ирина Владимировна открыто и заявила – впрочем, не раскрывая количества этих подписей. Ничего нелогичного или сенсационного здесь нет: еще в начале июня сайт «Политика Карелии», ссылаясь на собственные источники, сообщил о том, что в районы уже спущена разнарядка - кому подписываться за оппозиционные партии. И, в общем-то, такой ход было единственно возможным для «Единой России»: в отсутствие соперника победа – не победа.
Можно найти немало сообщений в прессе о том, что такая практика есть во всех регионах, где проходят в этом году выборы губернаторов. Подобное бутафорское голосование не ново и для нашей республики. Помните конкурс на место петрозаводского градоначальника? Все знали, что главой города станет Ирина Мирошник, но в финал вместе с ней выпустили Сергея Пирожникова, а еще пара голосов досталась Анне Поздняковой.
Вожделенное второе место
Конечно, эти вынужденные танцы «единороссов» вызывают у экспертов улыбку. Но еще более комично выглядит пафос, с которым «Справедливая Россия» трубит о победе добра над злом – «Фильтр оказался по зубам»… Уж в «СР» точно знают, сколько членов «ЕР» отдали свои голоса за Ирину Петеляеву, все подписи заверяются нотариусом. И вряд ли члены ее штаба настолько наивны, чтобы поверить в этот массовый энтузиазм.
Осталось проанализировать, зачем все это нужно самой Ирине Владимировне. Ну, тут все просто: в новом созыве Заксобрания она осталась без зарплаты, и никакого другого места работы ей, насколько известно, не предложили. Какая государственная контора возьмет на работу лидера оппозиционной (пусть и условно) партии? А в коммерческих структурах бывшему замминистра образования приложить свои таланты довольно непросто, особенно когда львиную долю времени забирает борьба за справедливость.
Понятно, что губернатором Петеляева не станет. Даже если за нее проголосуют все, кто против кандидата от «Единой России» (а такой шанс имеется). Но участие в выборах столь высокого уровня сразу обеспечивает ей второе место в карельской политике, «первой после Парфенчикова». А такому серьезному политику не грех и должность предложить – что в Заксобрании, что при главе (на это имеется институт оплачиваемых советников). Так что, думаю, Ирине Владимировне просто удалось договориться – как и всегда. Но главное, что борьба за второе место становится основной темой и интригой этих выборов. Потому как если оставшиеся партии, ЛДПР и коммунисты, тоже соберут необходимое количество подписей - значит, "Единая Россия" поделилась и с ними.
…А сильнее всех насмешил электорат петербуржец Игорь Алпеев, которого разбирающиеся в политике люди искренне считали реальным соперником Парфенчикову. Как выяснилось, выдвинутый практически неизвестной партией «Народ против коррупции» владелец аудиторской фирмы вроде как до сих пор член «Единой России». По закону выдвигаться от другой партии он не имеет права. Так что бывший сослуживец Путина по петербургской горадминистрации оказался в той же ловушке, что и лидер карельских профсоюзов Илья Косенков год назад. Его исключили из списков кандидатов в Заксобрание, куда он шел под большевистскими флагами, потому что формально он оставался членом «ЕР» - о чем ЦИКу любезно сообщило региональное партийное руководство. То есть Косенков из партии вышел, но партия его не исключила.
Также напомним, что на прошлой неделе еще один кандидат – секретарь местного отделения партии «Молодая Россия» Мария Авишева - оказалась для должности губернатора слишком молодой, и с выборов была снята.
Так что напрасно заезжие цирки пытаются чем-то удивить карельскую публику. У нас здесь такое шапито – столице не снилось.