Пятилетний срок полномочий нынешнего детского омбудсмена Карелии истекает 16 ноября. Согласно закону, за два месяца до этого должны были быть определены новые кандидаты на эту должность – их выдвигают общественные объединения. Но, как ни странно, никаких поползновений к этому выдвижению до последнего времени не наблюдалось. Странно – потому что 5 лет назад ситуация выглядела совсем иначе.
Напомним: тогда на должность претендовали четверо, потом осталось двое – медиаюрист Елена Пальцева и детский психолог, педагог Геннадий Сараев. Имели место прения, но вместо того, чтобы выяснить, кто из кандидатов кто больше подходит на роль детского омбудсмена – исходя из профессиональных качеств и опыта кандидатов – «группы поддержки» устроили политические баталии.
Читайте по теме: «Почему выборы детского омбудсмена в Карелии превратились в скандал»
На этот раз все выглядит совершенно иначе. В адрес главы республики, который терпеливо ждет, когда же ему предложат хоть кого-нибудь, отправилось единственное письмо поддержки. Десять общественных организаций предложили оставить на этом посту Геннадия Сараева, который «…выстроил конструктивное взаимодействие не только с органами власти, но и с общественными объединениями, работающими в интересах детей, создал эффективную систему работы с обращениями граждан, в том числе с использованием социальных сетей и привлечением общественных институтов».
Других кандидатур пока нет. Самому Сараеву немедленно напомнили, что в былые времена он был «функционером «Единой России», с началом спецоперации рассказал, что помогало людям выживать даже в концлагерях - зато не показал никаких результатов работы.
Комментировать сложившуюся ситуацию Сараев отказывается, считая это неэтичным. Тогда мы проанализировали его деятельность за эти 5 лет на основе собственных публикаций. Речь идет не о комментариях или экспертных мнениях, высказанных омбудсменом, а об его конкретных действиях, которые помогли разрешить проблему. Не стоит забывать, что добычей журналистов стали только те ситуации, которые имели наибольший общественный резонанс.
К таковым относятся:
- получившая всероссийскую известность сага об изъятии и возвращении пятерых детей костомукшской семье;
- история с психически нездоровой бездомной женщиной из Медвежьегорска, которая вынашивала ребенка, питаясь на помойках;
- ситуация с закрытием детского сада в Суоярви, чего удалось не допустить;
- борьба за предоставление жилья одинокой многодетной матери, проживавшей в аварийном жилье в Костомукше;
- шокирующая история о девочке, которая родилась в тюрьме, жила там до трех лет, и в итоге едва не осталась без родных;
- сложное дело об оспаривании действий органов опеки, которые отобрали у женщины двух приемных детей.
Кстати, сам Сараев считает главными своими достижениями две вещи. Во-первых, переправку в самый разгар пандемии российской девочки родителям, обучающимся за границей: для этого пришлось задействовать самые разные каналы, включая дипломатические, и менять правила на федеральном уровне, что помогло многим другим людям, оказавшимся в подобной ситуации.
Читайте по теме: "Как в Финляндию переправили «застрявшего» в Карелии ребенка"
Вторая, куда более масштабная выполненная задача – создание первого в Карелии Центра кризисной помощи детям и семьям с детьми, оказавшимся в кризисной ситуации. Аналогов такой службы в республике не было никогда, и ее модель сейчас экспортируется за пределы региона.
Напомним: мы рассказали только о тех случаях из практики детского омбудсмена, которые просочились за пределы его кабинета. Всего же за 5 лет работы в офис Уполномоченного поступило и было обработано порядка 2700 обращений.
Таким образом, говорить о том, что Сараев даром проедал свой хлеб, по меньшей мере странно. Оценивать эффективность его работы, на наш взгляд, должны профессионалы – что и выразилось в отправке Артуру Парфенчикову рекомендации о переназначении действующего омбудсмена. Да и на федеральном уровне к карельскому Уполномоченному относятся с уважением: напомним, что в прошлом году Геннадий Сараев возглавил Координационный совет Уполномоченных по правам ребенка по Северо-западному федеральному округу. Это выборная должность, за кандидатуру Сараева единогласно проголосовали его коллеги – детские омбудсмены соседних регионов.
Теперь ждем решения главы Карелии, а после мнения Законодательного собрания.